Al Arabiya: Что даст России военно морская база в Африке? ФОТО
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.
Ни для кого из международных наблюдателей не секрет, что Россия стремится проникнуть на африканский континент. Однако ее усилия активизировались после падения режима бывшего президента Сирии Башара Асада в декабре прошлого года, особенно с учетом возможности потери Москвой своего плацдарма на Средиземноморье.
Как пишет Al Arabiya, несколько дней назад министр иностранных дел Судана Али Юсеф Ахмед аль-Шариф заявил, что Хартум и Москва достигли соглашения о создании российской военно-морской базы в Судане. Он подчеркнул, что план России по созданию своей первой военно-морской базы в Африке будет реализован после многих лет задержки.

Если сделка будет реализована, Россия присоединится в регионе к США и Китаю, у которых есть базы в Джибути. Она также будет иметь плацдарм в Красном море, которое является одним из важнейших стратегических водных путей в мире, поскольку соединяет Суэцкий канал с Индийским океаном, и через него проходит около 12% мировой торговли.

Москва давно мечтает закрепиться на 853-километровом побережье Красного моря в Судане. В течение многих лет страна стремилась создать военно-морскую базу недалеко от Порт-Судан.
Однако растущий интерес России к Красному морю можно объяснить также тремя факторами:
Во-первых, Россия связывала свое присутствие в Красном море со статусом великой державы на протяжении почти столетия, когда Россия была второстепенным игроком в регионе Красного моря, и нынешние усилия по восстановлению присутствия России в регионе могут быть обусловлены ностальгией по статусу великой державы Советского Союза, которая находит сильный отклик у российского внешнеполитического истеблишмента.
Во-вторых, это стремление к географической близости к Баб-эль-Мандебскому проливу, Суэцкому каналу и восточному Средиземноморью. Это новые арены для проецирования российской мощи, особенно Баб-эль-Мандебский пролив, через который ежедневно проходит 6,2 миллиона баррелей нефти.
В-третьих, возобновление внимания России к Красному морю также отражает ее растущий интерес к безопасности Индийского океана. РФ неоднократно подчеркивала эту стратегическую приверженность, когда в своем морском отчете за 2015 год назвала Индийский океан «приоритетной зоной», а также упомянула проблемы пиратства в своем морском отчете за 2017 год.
Судан впервые выдвинул идею разрешить России создать военно-морскую базу на своем побережье в 2017 году во время поездки в Сочи тогдашнего президента Омара аль-Башира, свергнутого в результате переворота 2019 года. В конечном итоге в 2020 году было подписано соглашение, позволяющее России оставить в Судане до четырех военных кораблей, в том числе атомных, на 25 лет.
В проекте соглашения также указывалось, что базы предназначены для логистических целей, носят «оборонительный характер и не направлены против других стран».
Однако военные лидеры не спешат продвигать соглашение из-за продолжающихся разногласий по его условиям.

Начавшаяся в апреле 2023 года война между армией и Силами оперативной поддержки также осложнила отношения между Россией и Суданом: поддерживаемая Россией группа «Вагнера» оказала поддержку Силам оперативной поддержки, а Кремль, по всей видимости обещает на данном этапе, поддержать суданскую армию.


