Опасная уловка Кремля: зачем Россия просит гуманитарную паузу Minval Politika
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Minval.
Очередные российско-украинские переговоры в Стамбуле завершились, и опять без принятия кардинальных решений. Главы делегаций — Рустем Умеров и Владимир Мединский — договорились об обмене пленных, причём на сей раз не только военных, но и гражданских. Их вообще-то априори нельзя удерживать, но когда Россию останавливали подобные «мелочи»?
Очередная встреча в Стамбуле подтвердила несколько прежних оценок. Прежде всего, пока российскую делегацию на переговорах возглавляет Владимир Мединский, историк без реального влияния на военную сферу, договориться не удастся. Далее, если Россия раз за разом отправляет на эти переговоры именно Мединского, значит, договориться и прекратить огонь в планы Москвы не входит.
Но, тем не менее, по крайней мере одно примечательное событие на этих переговорах произошло. Россия в лице Мединского предложила Украине рассмотреть возможность объявления коротких перемирий — на 24 или 48 часов — для того чтобы собрать тела погибших и оказать помощь раненым. На первый взгляд — чисто гуманитарная инициатива. Только вот отдаёт она явным дежавю.
Напомним: по крайней мере трижды подобные перемирия объявлялись и во время 44-дневной Отечественной войны. Каждый раз перемирие срывалось армянской стороной, причём армянские агрессоры устраивали обстрел жилых кварталов азербайджанских городов, рассчитывая застать азербайджанскую сторону врасплох. Правда, не учитывали, что перемирие Азербайджан соблюдает, а вот бдительности не теряет.
Но самое главное — в ходе войны в Карабахе неоднократно предпринимались попытки объявить короткое локальное перемирие под гуманитарными лозунгами, чтобы дать возможность армянской стороне перегруппировать силы, вытащить своих солдат из окружения и решить прочие военные задачи, от гуманитарной сферы весьма и весьма далёкие. Причём иногда задумки были весьма креативные. Так, во время боевых действий сотрудники МККК обратились к азербайджанской стороне с просьбой прекратить огонь на одном из участков фронта и дать возможность Армении вывезти тяжелораненых. На практике же «вытащить» пытались вполне себе здоровых и боеспособных «зинворов», попавших в окружение.
Показательный случай произошёл и в последние дни 44-дневной войны. Когда, напомним, бои шли уже за освобождение города Шуша, а дорога из Ханкенди в Лачин была по сути блокирована. И в этой ситуации несколько гуманитарных организаций дружно голосили: в Ханкенди (они, впрочем, называли город исключительно «Степанакерт») блокированы 80 иностранных журналистов! Им угрожает смертельная опасность! Их надлежит немедленно вывезти! Азербайджан обязан прекратить огонь хотя бы на время и позволить эвакуировать их в Армению!
Задумка не сработала. Во-первых, понятные вопросы вызвала цифра «80 иностранных журналистов». Это что же получалось — в Ханкенди на каждом перекрёстке стояло по журналисту? При том, что тех, кто уже в ноябре 2020 г. вёл репортажи из Ханкенди, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Это кого же собирались под видом журналистов вытащить из Ханкенди? И самое главное — у азербайджанской стороны уже тогда не было сомнений, что на самом деле прекращение огня собираются использовать для перегруппировки сил. Армении, которая уже не выдерживала натиск, срочно нужна была пауза. Тем более что там прекрасно понимали, какой катастрофой для ереванских стратегов обернётся освобождение города Шуша.
Мединский пытается распространить тот же опыт и на украинскую войну, где, по всей видимости, дела у России идут вовсе не так хорошо, как кому-то кажется. И сработает ли эта «уловка-22», во многом будет зависеть от того, насколько хорошо украинские офицеры изучили опыт карабахской войны.


