Анталийский дипломатический форум: азербайджанская дипломатия выходит на новый уровень
Согласно сайту Minval, передает Icma.az.
Азербайджан по традиции принимает участие в работе Анталийского дипломатического форума. Однако для азербайджанской дипломатии Анталия-2025 имеет все шансы стать важной «рубежной точкой». По сути дела, Азербайджан уже не на словах, а на деле заявляет о себе как «государство средней силы» и один из основных игроков на новом пространстве — Сирия и «Большой Ближний Восток».
Азербайджан на Анталийском форуме представлен на самом высоком уровне. В открытии этого форума приняли участие президент страны Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан ханум Алиева. Уже состоялся целый ряд двусторонних встреч. По понятным причинам особого внимания здесь заслуживают переговоры президентов Азербайджана и Турции — Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана. Понятно, что при по-настоящему братских отношениях двух стран сама по себе такая встреча — событие более чем ожидаемое. Однако в официальном сообщении о переговорах в числе тем обсуждения назван не только Южный Кавказ, но и Ближний Восток, что уже само по себе более чем примечательно. В том числе и на фоне проходящих именно в Баку переговоров Турции и Израиля и — о чём уже рассказывал Minval — заявления Ильхама Алиева, что наша страна сыграла свою роль в первом сближении Турции и Израиля.
Тем более обращает на себя внимание первая встреча Ильхама Алиева с президентом переходного периода Сирии Ахмедом аль-Шаара. В ходе переговоров президент Азербайджана напомнил, что после произошедших изменений в кратчайшие сроки в эту страну была направлена азербайджанская делегация, а посольство Азербайджана в Сирии, долгое время бездействовавшее из-за политики режима Асада, возобновило свою деятельность. Он отметил готовность Азербайджана участвовать в процессе восстановления, необходимом для укрепления стабильности в Сирии. В свою очередь, Ахмед аль-Шаара выразил признательность главе государства за поддержку азербайджанской стороны, отметил важность поддержки Азербайджаном Сирии в будущем — в сферах энергетики, инфраструктуры и безопасности. И самое главное — в ходе встречи обсуждалось развитие формата трёхстороннего сотрудничества Азербайджан—Сирия—Турция. Уже достигнута договорённость о взаимных визитах между нашими странами официальных делегаций высокого уровня и представителей деловых кругов. Приглашение посетить Азербайджан получил и Ахмед аль-Шаара.
Но за сухими строчками официального релиза — масштабные геополитические «подвижки». Сирия, а в более широком измерении — Левант и Ближний Восток — это тот регион, где ещё недавно говорить о серьёзном влиянии и вообще какой-либо роли Азербайджана в событиях не приходилось. Но сегодня официальный Баку в тесной координации усилий с братской Турцией уже превращается в одного из самых активных и заметных игроков на новом для себя пространстве. Более того, происходит это на весьма интригующем фоне. В ходе переговоров с Ильхамом Алиевым Ахмед аль-Шаара не только заверил, что делает всё возможное для восстановления стабильности в Сирии, но и выразил обеспокоенность влиянием внешних факторов на этот вопрос.
Кого именно из внешних игроков имел в виду аль-Шаара, на официальном уровне как бы не конкретизируется. Но во времена Асада Сирия очень напоминала Иран начала ХХ века. Леонид Шебаршин, российский разведчик, руководивший тегеранской резидентурой после антишахской революции, в своих мемуарах писал:
«Иран был не столько участником, сколько пассивным объектом мировых событий Идут кровавые бои на полях Европы — державы Антанты против Германии, Австро-Венгрии. Иран нейтрален, но на его территорию вводятся английские войска и русский экспедиционный корпус генерала Баратова для войны с турецкими силами в Месопотамии. Иранцев не спрашивали, их ставили перед свершившимися фактами, а у последних Каджаров не было ни воли, ни возможности протестовать. Свершилась революция в России — английский корпус генерала Данстервилля идёт из Ирана в Закавказье и захватывает Баку, оккупируется закаспийская часть Туркестана с Ашхабадом и Красноводском. Война ведётся с территории Ирана, но, разумеется, англичанам не приходит в голову о чём-либо спрашивать иранцев».
Во времена Асада Иран разворачивал в Сирии инфраструктуру против Израиля, Россия возрождала свои базы, нацеленные на Турцию, в стране пытались укрепить свои позиции США, действуя в основном руками курдов. И в довершение всего израильтяне регулярно наносили удары по иранским военным объектам.
Но теперь у руля в Сирии уже не Асад. Новые власти страны полны решимости восстановить её суверенитет. И не последнюю роль в этом процессе будут играть Турция и Азербайджан.
А это значит, что азербайджанская дипломатия выходит на принципиально новый уровень. Наша страна заявляет о себе в таких регионах и в таких процессах, где ещё недавно услышать наш голос практически никто не ожидал. А сегодня это уже реальность. Азербайджан не просто восстановил свою территориальную целостность и решил задачу, которая оказалась многим государствам постсоветского пространства просто не по силам — наша страна сдала труднейший экзамен на государственную зрелость и во всех смыслах завоевала себе место в «следующей политической лиге». Что и подтвердили встреча и переговоры президента Ильхама Алиева в Анталии.


