Армения между прошлым и настоящим Очередной крах реваншистов
По данным сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Радикальные и реваншистские силы в Армении предприняли очередную попытку торпедировать процесс нормализации отношений Еревана с соседними странами, вновь пытаясь разыграть карту мифического т.н. «геноцида армян».
Так, парламентская фракция оппозиционного блока «Армения» представила в Национальное собрание страны законопроект о «криминализации отрицания геноцида армян». Однако этот провокационный шаг, как и предыдущие злонамеренные проекты, потерпел полное фиаско: армянский парламент на заседании 2 октября отклонил представленный проект. За документ проголосовали лишь 26 депутатов, против — 58 парламентариев правящей партии «Гражданский договор», еще двое воздержались. И это голосование стало не просто техническим поражением армянских реваншистов — оно высветило глубинное противостояние в армянской политике.
Прежде всего, отметим, что действия оппозиционного блока «Армения» вполне предсказуемы. После окончательного краха «карабахского проекта» и фактической потери рычагов влияния в обществе представители этой силы ищут способы напомнить о своем существовании, и попытка провести через парламент законопроект «о криминализации отрицания геноцида армян» была именно такой демонстративной акцией.

Однако обращение к прошлому и намерение актуализировать мифологизированную тему, десятилетиями служившую опорой армянской пропаганды и инструментом мобилизации диаспоры, лишь доказывают, что оппозиция неспособна предложить армянскому обществу внятную позитивную программу, и являются отражением ее мировоззренческой импотенции.
В свою очередь, представляющее партию «Гражданский договор» парламентское большинство действует в продиктованной геополитической реальностью логике. Для них отказ от спекуляции на мифах прошлого — шаг не только рациональный, но и вынужденный.
Вторая Карабахская война осени 2020 года и однодневная антитеррористическая операция в Карабахском регионе в сентябре 2023-го похоронили все мечты армян об азербайджанских землях. Армения оказалась в сформированных Азербайджаном новых реалиях и перед ней встал выбор: либо продолжать жить в плену исторических фобий, навязанных диаспорой, либо строить будущее, исходя из реальных интересов. Официальный Баку предложил армянской стороне мирную повестку, открывающую в том числе и перспективы экономической интеграции, и она вынуждена была ее принять. В этом контексте активизировался и процесс нормализации турецко-армянских отношений. Переговоры между Ереваном и Анкарой все более приближаются к практическому завершению, а такие шаги, как отказ армянского парламента от криминализации отрицания мифического «геноцида армян», становятся важными сигналами в этом направлении. Ведь нельзя выстраивать долгосрочную политику, опираясь на мифологию, которой в международных отношениях нет места.
Таким образом, Армения постепенно начинает отказываться от идеологем прошлого. Процесс идет непросто: сильна инерция диаспоры, влиятельны реваншистские круги, но уже очевидно, что правящая партия готова брать на себя ответственность за непопулярные шаги ради будущего страны.

К слову, особую иронию нынешней ситуации придает положение зарубежных политиков и всякого рода деятелей, которые долгие годы пытались добиться криминализации отрицания «геноцида армян». И вот теперь депутаты парламента Армении отказались идти по этому пути. Получается парадокс: европейские политики в угоду армянскому лобби и ради финансовых вливаний диаспоры оказались «большими армянами», чем большая часть армянских парламентариев. И здесь на поверхность всплывает тема о роли финансов в политике. Несмотря на расхожее утверждение, что деньги не пахнут, в случае с армянскими проектами на Западе мы имеем дело с чудовищным зловонием. Деньги, которыми армянская диаспора покупала лояльность западных политиков, фактически привели Армению к краю пропасти, от которого она только сейчас начинает отходить.
Таким образом, сегодняшняя политическая ситуация в Армении есть отражение борьбы двух стратегий: первая — это реваншизм, опирающийся на мифы и иллюзии; вторая — прагматизм, нацеленный на вывод страны из международной изоляции и открытие перспектив для развития. Отклонение законопроекта о криминализации отрицания «геноцида армян» стало маленькой, но важной победой второй линии. И хотя впереди у Армении еще множество вызовов — шаг в сторону отказа от мифологизации прошлого свидетельствует о постепенном взрослении политического класса соседней страны.


