Армянские планы на бакинскую нефть от Шаумяна и Гитлера до XIII Красной Армии
По данным сайта Minval, передает Icma.az.
Март в азербайджанском календаре — месяц, когда отмечается любимый народный праздник Новруз байрамы. Подготовка к нему начинается загодя, и уже с конца февраля идёт счёт «последних вторников», посвященных воде, огню, ветру, земле. Радостное время пробуждения природы, первой вспашки, народных гуляний…
Но откуда тогда в азербайджанском языке поговорка «Mart gəldi, dərd gəldi», особенно если учесть, что юлианский и григорианский календари в Азербайджане появились в лучшем случае в XIX веке, и нужно было время, чтобы войти в фольклор? Версий много – и у историков, и у филологов. Но не на последнем месте по убедительности предположение, что горькое «Mart gəldi, dərd gəldi» — это прямая «отсылка» к тому террору, который дашнаки и большевики развязали против мирного населения Азербайджана в марте 1918 года. Его кульминацией стала резня в Баку 31 марта того же 1918 года. Именно после тех событий, напомним, этнические азербайджанцы в Баку уже не составляли большинства.
И тем более вряд ли имеет смысл напоминать, что мартовская резня была далеко не в последнюю очередь войной за нефть. За бакинскую, азербайджанскую нефть, которую в армянских кругах хотели «прихватизировать». Тем более что «вкус» доходов от азербайджанской нефти здесь уже хорошо знали. Царское правительство создавало армянским дельцам в Баку режим наибольшего благоприятствования, и в результате на бакинской нефти неплохо наваривались разного рода Манташевы, Мирзабекянцы и им подобные. Которым, в конце концов, просто не захотелось дальше делиться с Тагиевыми, Нагиевыми и Мухтаровыми. Тем более что план выглядел вполне достижимым: при поддержке большевиков и Волжско-Каспийской флотилии устроить в Баку резню мусульман, после чего город вместе с нефтяными полями сам упадёт в руки. Не вышло. Уже 15 сентября того же 1918 года Национальная армия Азербайджана и Кавказская армия Нуру-паши вышибят из Баку и дашнаков, и их покровителей.
Однако многие из соучастников той резни вернутся в Баку уже вместе с XI оккупационной армией. Дашнакские части входили тогда в состав Красной Армии даже без переформирования. Наконец, в течение советского периода азербайджанская нефть будет работать на кого угодно, но не на Азербайджан, и не самый худший «кусок пирога» доставался Армении. Что, впрочем, не мешало армянским деятеля по-прежнему строить планы «приармянивания» азербайджанской нефти.
Уже в двадцатые годы бывшие армянские нефтяные дельцы, в том числе Левон Манташев, окажутся среди наиболее активных участников известной аферы — скупки акций дореволюционных нефтяных компаний. СССР, напомним, начал тогда вести переговоры с европейскими странами, и в Лондоне кому-то пришла в голову блестящая мысль скупить контрольные пакеты акций нефтяных компаний, действующих в Азербайджане до революции, и предъявить претензии уже к СССР. План, как известно, не сработал. Но в армянских кругах не успокоились.
Об этой странице «нефтяных интриг» вспоминают очень редко, однако слишком много фактов указывает на то, что накануне и во время Второй мировой войны по крайней мере определённые круги армянской диаспоры рассчитывали на захват контроля над азербайджанской нефтью… руками гитлеровцев. И самое примечательное, что в Германии им отвечали взаимностью.
Во всяком случае, согласно сведениям из заслуживающих доверие источников, будущий группенфюрер СС и начальник гестапо Генрих Мюллер под именем инженера Краузе 17 октября 1938 года прибыл в столицу Азербайджана в составе делегации специалистов фирмы «Крупп и Ко». Но на самом деле занимался сколачиванием агентурной сети из активистов «Дашнакцутюн».
В частности, Г.Мюллер и двое его сотрудников встретились с ближайшими родственниками Согомона Тейлеряна, арестованного в свое время в Шарлоттенбурге за убийство Талат-паши. Более того, судя по материалам дела, именно Тейлерян вывел гестапо на своих бакинских родственников, в частности на некоего Сержика Мовсесяна. Тем более примечательно, что в составе «Армянского легиона» вермахта существовало еще особое подразделение «нахарар» — «министерский» или «дворянский» легион — из его членов немцы готовили будущих «управленцев» для оккупированных территорий. Ничего подобного в составе других «восточных легионов» не было. Но «нефтяные мечты» и на сей раз не оправдались. Германия войну проиграла, вермахт до Баку не добрался.
Самое удивительное, что и после распада СССР в армянских кругах от мечты, пардон, «наложить лапу» на азербайджанскую нефть не отказались. Во всяком случае, бывший президент Армении Серж Саргсян умудрялся жаловаться прямо с трибуны Совета Европы: как это так – Азербайджан тратит нефтедоллары исключительно на себя?! Небезызвестный Левон Мелик-Шахназарян, через которого, в частности, осуществлялись публичные контакты властей Армении с талышскими сепаратистами и северокавказским джихадистским подпольем, умудрялся прямо рассуждать о том, что, когда армяне «будут пить чай в Баку», нефтяные платформы и трубопроводы по-прежнему будут действовать, но доходы потекут уже в армянские карманы.
О том, как перед большим другом армянского народа Саддамом Хусейном после захвата Кувейта опустили «нефтяной шлагбаум», он, похоже, не знал. Но самое примечательное, накануне 44-дневной войны, которую в Армении планировали как «новую войну за новые территории», в армянских кругах строили планы, что в крупные города Азербайджана будут «возвращаться армянские беженцы», причём под защитой «миротворцев». Которым, судя по всему, отводилась роль «XIII Красной Армии». «XII Красную Армию» мы все видели в январе 1990 года. И снова не вышло. На сей раз войну проиграла сама Армения.
Но значит ли это, что там отказались от планов захвата азербайджанской нефти?

