Баку давно знал и предупреждал, но кто слушал?
Icma.az сообщает, основываясь на информации Minval Баку давно знал и предупреждал, но кто слушал?.
«USAID нет места в Азербайджане» — об этом вновь написал в социальной сети Х помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, напомнив свой «твит» за ноябрь 2023 года – с обвинениями в равнодушии к судьбе азербайджанских беженцев и практически открытой поддержке армянской агрессии. Этот «твит» появился на фоне разгорающегося «гуманитарного скандала», который затрагивает не только USAID, но и Международный Красный Крест. Гуманитарная помощь от USAID обнаружилась, в частности, на объектах «Хезболлах» в Ливане. Причем USAID — не единственная организация, чья гуманитарная помощь использовалась не по назначению. Уже давно бушует скандал вокруг БАПОР — ближневосточного агентства ООН. А теперь в эпицентре скандала оказался и Международный Красный Крест.
Толчком послужила пресс-конференция, организованная ХАМАС для израильских заложников, которых при посредничестве Красного Креста передавали израильтянам. В Израиле её уже назвали «пресс-конференцией ненависти». Но самое главное — местный русскоязычный журналист Макс Лурье опубликовал в соцсетях фотографию, где с одним из боевиков ХАМАС мило ручкается сотрудник Красного Креста. Более того, как утверждает Лурье, этот сотрудник по имени Нур Хаддам известен как пропалестинский активист в Швейцарии.
В Израиле тут же вспомнили, что в декабре 2023 г. на пост генсека Международного Красного Креста был назначен Пьер Кренбюль. До 2019 г. он возглавлял то самое печально известное агентство БАПОР, откуда ушел с громким скандалом. Обвинения высказывались весьма серьезные: сексуальные домогательства, непотизм и злоупотребление полномочиями. Как выяснилось, Кренбюль назначил свою палестинскую любовницу на высокую должность в агентстве с зарплатой 200 тысяч долларов и летал с ней в отпуск за счет организации.
Тогда же, в 2019 году, Госдепартамент США (пост президента тогда тоже занимал Дональд Трамп) объявил о прекращении финансирования БАПОР, отметив, что работа агентства «глубоко порочна», так как транжирит ресурсы и увековечивает проблему палестинцев, а не решает её. Кроме того, в заявлении Госдепартамента указывалось: «Помимо создаваемой агентством бюджетной ямы и неспособности достойно распределять бремя между странами-донорами, финансовая структура и поведение БАПОР, основанное на бесконечном увеличении количества получающих пособие, глубоко порочны и нежизнеспособны, подтверждением чему служит многолетний кризис».
Понятно, что израильтян в этом скандале интересует в основном «пропалестинский тренд» в деятельности того же Красного Креста. Но, как представляется, коррупция – проблема интернациональная. И здесь неважно, была ли назначенная на высокий пост любовница Кренбюля палестинкой, француженкой или нигерийкой.
Более того, напомним: с открытой предвзятостью Красного Креста сталкивался и Азербайджан. Minval рассказывал об этом неоднократно. Напомним только основные эпизоды. Во время 44-дневной Отечественной войны сотрудники МККК — граждане Ливана — собирали разведывательную информацию по заданию спецслужб Франции, а затем эта информация передавалась «коллегам» из Армении. Когда же во время войны МККК запустил фейк о необходимости «срочной эвакуации тяжелораненых» на Физулинском направлении, таким образом пытаясь задержать азербайджанское наступление и заодно вытащить из окружения вполне здоровых и боеспособных армянских военнослужащих.
После того как на дороге Лачин-Горус появился азербайджанский КПП, Международный Красный Крест банально поймался на контрабанде, причём провозились детали для мобильных телефонов, сигареты, бензин… Все это должно облагаться пошлиной, но перевозилось как «гуманитарный груз». МККК распространил смехотворное заявление: оказывается, это были «временно нанятые водители», которые «незаконно» использовали автомобили и накидки Красного Креста.
И это ещё не всё. В Баку справедливо возмущались, почему офис МККК в Ханкенди подчиняется не бакинскому, а ереванскому представительству этой «старейшей в мире НПО», в то время как в других конфликтных регионах принцип территориальной целостности и «полевой иерархии» стараются всё же соблюдать. Тем более в Баку не забыли – и вряд ли забудут! – равнодушие МККК к судьбе азербайджанских пленных ещё после Первой Карабахской войны.
Minval уже публиковал страшное письмо Лачина Новрузова из армянского плена: «Папа, мама, умоляю, вытащите меня отсюда! Я хочу жить!» Новрузов домой не вернулся – он был убит в плену. Расследовать его гибель, несмотря на наличие соответствующих полномочий, МККК даже не подумал. И это не единственный подобный случай.
Свои претензии к Международному Красному Кресту есть и в Украине. Здесь обвиняют эту некогда уважаемую организацию в содействии насильственному вывозу не менее 40 тысяч (!) своих граждан в Россию. Более того, средства МККК, предназначенные для помощи Украине, тратились, в том числе, на создание «фильтрационных лагерей» для украинцев на территории России. Не тот скандал, от которого будет легко отмыться.
А это значит, что наводить порядок в международной гуманитарной сфере – давно назревшая задача. Здесь многомиллиардные обороты, статус непогрешимости, «приватизационное свидетельство» на белые хитоны и ангельские крылышки – и при этом явная предвзятость, готовность и в прямом, и в переносном смысле обниматься с агрессорами, террористами и военными преступниками. И самое главное – никаких, даже малейших признаков внутренних расследований или стремления навести порядок у себя дома.
Есть, конечно, надежда, что с приходом Трампа здесь что-то изменится. Но, как представляется, нужны международные усилия. Хотя бы от тех стран, которые на собственном опыте столкнулись со «странностями» в поведении международных гуманитарных организаций.

