Icma.az
close
up
AZ
Баку в приоритете США

Баку в приоритете США

Иревану нечего предложить  новой администрации Белого дома

Недавно американский аналитический центр Stratfor выдал прогноз, согласно которому в этом году из-за несогласованных пунктов мирного договора может произойти обострение на армяно-азербайджанской условной границе. 

Данный прогноз вновь поднимает на повестку дня вопрос о роли США не только в мировой политике, но и в нашем скромном регионе, а также о ее возможном влиянии на переговорный процесс между Баку и Иреваном. 
Не секрет, что в прошлом году одним из главных препятствий на пути к подписанию долгожданного мира стала неконструктивная политика Вашингтона, который во второй половине 2024 года занял откровенно проармянскую позицию. Поэтому с конца прошлого года все надежды на успешное завершение мирных переговоров связывались с приходом в Белый дом новой администрации во главе с Дональдом Трампом.

О том, какую роль сыграет новая администрация США в армяно-азербайджанском переговорном процессе и многом другом в беседе с корреспондентом газеты «Бакинский рабочий» рассказала доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики Елена Касумова.

- Возвращение Дональда Трампа на пост президента США вызывает закономерный для нашего общества вопрос: как это отразится на заключении мирного договора между Азербайджаном и Арменией? 
- Вопрос о том, способствует ли республиканская администрация США эффективному развитию отношений с Азербайджаном, остается открытым. Одной из причин этого является традиционный для администрации Трампа подход, заключающийся в дистанцировании от региональных проблем, не представляющих стратегической ценности для США. В свою первую каденцию Трамп постоянно поддерживал энергетическую политику нашей страны, уделяя внимание политико-­энергетическому взаимодействию в направлении Прикаспийского региона, Южного Кавказа, ЕС и США. Достаточно вспомнить законопроект «О европейской энергетической безопасности и диверсификации» 2019 года. Однако, судя по всему, в настоящий момент обеспечение энергетической безопасности европейских союзников не является приоритетом для Трампа. Проблемы с энергообеспечением Евросоюза открывают новые возможности для американского СПГ в условиях отмены Трампом моратория, введенного Джо Байденом, на выдачу новых лицензий на экспорт сжиженного природного газа. 
Что касается роли Вашингтона в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, то, как вам известно, в период первой президентской каденции и Трамп, и армянская диаспора придерживались принципа равноудаленности. Традиционно армяне поддерживают представителей Демократической партии, считая ее преемницей идей президента Вудро Вильсона. Армения и ее диаспора следовали этой же традиции в прошедшей избирательной кампании в США. Более того, премьер-министр Армении на заседании парламента в сентябре прошедшего года, обсуждая национальную безопасность республики, пафосно изрек: «Будет ли народ, имеющий в своей истории арбитражное решение Вудро Вильсона, искать гаранта и международные механизмы?!» 
Трампу как яркому представителю англосаксонского мачизма, ориентация на этнические диаспоры не свойственна уже по определению. Исключение составляет разве что еврейская правоконсервативная диаспора, что вполне понятно, если учесть, что в резиденции Мар-а-Лаго стоит золотой ковчег, отлитый по всем иудейским канонам. Свое отношение ко второй Карабахской войне Трамп, помнится, выразил лишь через месяц после ее начала без оценочной лексики и комментариев по праву на самоопределение. В свойственной ему безапелляционной манере 25 октября 2020 года на митинге в Нью-Гемпшире Трамп заверил, что урегулировать конфликт между Арменией и Азербайджаном просто: «Я называю это «легкий случай». Мы разберемся с этим. Это легко, если знаешь, что делаешь». Разобраться не получилось, и причина заявленной простоты осталась неясной, так как через девять дней демократы отстранили Трампа от большой политики.
- То есть вы считаете, что Южный Кавказ в целом и процесс заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией, в частности, не представляют геополитического интереса для администрации Трампа? 
- С момента вступления в должность Трамп ни разу не упомянул Южный Кавказ. Вернувшись в Белый дом, 47-й президент, отбросив «демократические ценности и правила», четко обозначил новую систему координат геополитических интересов США. В рамках своей «коммерческой геополитики» Трамп сводит все до меркантилизма: если нам выгодно - поднимаем пошлины, платите больше, и так далее. Первостепенные стратегические интересы Вашингтона уже заявлены, и их активное продвижение началось. Об этом свидетельствуют беспомощные реакции Дании и Канады на немыслимые, но крайне настойчивые, а в последнюю неделю даже откровенно угрожающие, требования Трампа. Через четыре дня после инаугурации Трампа в Институте мира США (USIP) прошла совместная конференция бывшей и новой администрации президента США под названием «Передача эстафеты 2025: как обеспечить безопасность Америки в эпоху стратегической конкуренции». Советник Трампа по национальной безопасности Майкл Уолтц ясно обозначил три приоритетные задачи: продолжать поддерживать Израиль в достижении мира на юге Ливана; окончательно реформировать сектор Газа, укрепляя сотрудничество с партнерами из Персидского залива, в частности с Саудовской Аравией; избегать конфликта с Коммунистической партией Китая. Но, заметьте, Китай уже находится под геоэкономическим прессингом. В частности, правительство Панамы после визита государственного секретаря США официально уведомило КНР, что не будет продлевать меморандум о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Один пояс - один путь» и ищет возможности завершения совместного проекта раньше договорного срока. Обратите внимание, в разряд приоритетных не вошел даже украинский кризис. Тем не менее традиционное стремление США не ограничиваться только национальными проблемами говорит о том, что участие администрации Трампа в достижении мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией встанет на повестку дня, но не в ближайшей перспективе.
- Тогда обратимся к текущему моменту. Дает ли наблюдаемая сегодня политика невмешательства администрации Трампа в процесс заключения мирного договора между Баку и Иреваном преференции одной из сторон? 
- Мне представляется, что Иреван окажется в уязвимом положении в любом случае - и при возможном вмешательстве США в переговорный процесс, и при возможном длительном дистанцировании администрации Трампа от региональных проблем Южного Кавказа. Оба варианта усиливают переговорные позиции Азербайджана. В надежде на сильную поддержку со стороны Соединенных Штатов, Армения поспешила воспользоваться последним шансом, подписав за неделю до инаугурации Трампа хартию о стратегическом партнерстве с США. Армянское руководство сообщает, что хартия утвердила институциональные механизмы, которые не зависят напрямую от различных политических факторов, а позволяют начать партнерство с администрацией Трампа с гораздо более благоприятных позиций. Помимо Армении, аналогичное соглашение с США из постсоветских государств имеет только Украина, помощь которой практически приостановлена. Кажется, никто не спешит повторить опыт Киева. В Иреване вообще неизвестно, будет ли им оказана обещанная помощь для проведения военной и экономической реформы. Особенно ироничным выглядит то, что, несмотря на приостановку гуманитарной помощи и закрытие программы USAID, власти продолжают заявлять о поддержке в развитии демократии. Трамп, как истинный бизнесмен, всегда выступает противником оказания оборонной и финансовой помощи без определенной выгоды для США. Может ли Армения предложить нечто, что позволит Трампу перевести это в дивиденды для США? Вероятнее всего, ответ будет отрицательным. Тем более что Вашингтон планирует проводить аудиты перед оказанием военной и экономической помощи. Могут ли привлечь внимание Трампа недавние спешные попытки Иревана «перезагрузить» отношения с Москвой в сфере безопасности и реанимировать военно-политические контакты с Тегераном? Безусловно, нет. В опубликованном 6 января 2025 года на сайте аналитического центра Stratfor, близкого к республиканскому истеблишменту, докладе Annual Geopolitical Forecast подчеркивается, что администрация Трампа традиционно отдает приоритет прочным отношениям с Баку. 
- Кстати, Stratfor также считает, что в наступившем году из-за несогласованных пунктов мирного договора может произойти обострение на армяно-азербайджанской условной границе. Насколько точен данный прогноз американских аналитиков?
- Существует важная деталь в аналитике этого агентства: долгосрочные прогнозы Stratfor отличаются достаточно высокой точностью, так как выполняются на основе массива качественных экспертных оценок, обработанных по авторской геополитической методологии Джорджа Фридмана. Например, прогноз прошлого года исполнился: «политические трения между Иреваном и Москвой могут предоставить возможность Вашингтону отколоть ключевого союзника России на Южном Кавказе». Однако скользящие прогнозы развития событий часто представляют целенаправленный информационный вброс, призванный прозондировать реакцию политиков, в целом общественное мнение и возможные ответные меры заинтересованных сторон. Не случайно Stratfor вполне обоснованно имеет репутацию «теневого ЦРУ». Поэтому, полагаю я, надо просто доверять уже проверенному компасу внешней политики нашего государства.
 

seeПросмотров:99
embedИсточник:https://br.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня