Баку выдвинул новое условие
Азербайджан ужесточает переговорную повестку и выдвигает новые требования касательно Армении.
Как уже сообщал Minval, накануне помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев напомнил о наличии у Армении смертоносного оружия, переданного Францией: «Франция является одной из основных сил, стоящих за милитаризацией армянской стороны. Армения — оккупант и агрессор. Поэтому её милитаризация является вопросом ответственности. Мы сожалеем, что Франция, вопреки международному праву, участвует в программе милитаризации Армении». И озвучил новое требование Азербайджана: на политику военного строительства в Армении должны быть введены серьёзные ограничения. Как подчеркнул Гаджиев, «применение определённых ограничений в военном планировании стран-агрессоров и оккупантов — это устоявшаяся практика международных отношений. Например, такие меры были введены после Второй мировой войны и после иракско-кувейтской войны в отношении Ирака». По его словам, Армения, как страна-агрессор, также должна столкнуться с подобными ограничениями. Кроме того, он отметил необходимость рассмотрения ответственности стран, поставляющих Армении наступательное вооружение.
А теперь разберём по пунктам. Во время 44-дневной Отечественной войны и в ходе антитеррористических рейдов 19–20 сентября 2023 г. Азербайджан вышвырнул оккупантов, восстановил свою территориальную целостность и государственный суверенитет в пределах международно признанных границ. Но это не отменяет политической ответственности Армении за агрессию и многолетнюю оккупацию. Более того, если против Армении за все годы этой агрессии и оккупации не были введены международные санкции, это не значит, что они не могут и не должны быть введены сейчас, тем более что в Ереване от агрессивных планов не отказываются.
У Азербайджана не было и нет никаких намерений захватывать территорию других стран, в том числе и Армении. Но даже если принять за чистую монету истерики Еревана по поводу мифических намерений Азербайджана «пробивать Зангезурский коридор» и вообще «пить кофе в Ереване», это никак не объясняет закупку Арменией именно наступательных вооружений, к примеру, французских гаубиц CAESAR. Более того, напомним в который уже раз: Армения закупает наступательное оружие в то время, пока в её конституции сохраняются притязания на азербайджанскую территорию. Более того, в Ереване продолжают действовать структуры свергнутой оккупационной хунты, созданной Арменией в Ханкенди. Не далее как 10 декабря с очередным «посланием к ООН и государствам-членам ООН» выступил «парламент Арцаха». Проще говоря, указ Самвела Шахраманяна о роспуске бывшей хунты так и остался на бумаге — выполнять его армянская сторона не намерена и сохраняет структуры оккупационного режима в рабочем состоянии. И, судя по всему, по-прежнему надеется вернуть их в Ханкенди — теперь с помощью той же Франции. Или Индии. Или ещё кого-нибудь. Планы новых территориальных захватов в Армении вовсе не сняты с повестки дня, и это та жестокая реальность, в которой продолжает жить регион.
При этом понятно, что Азербайджан приложит все усилия и использует все предусмотренные международным правом рычаги, чтобы застраховать себя от повторения армянской агрессии. На первом месте здесь, без сомнения, укрепление армии. Но и о дипломатии не следует забывать.
Новые требования Азербайджана создают принципиально иную ситуацию на дипломатическом поле. Переговоры с Арменией наша страна ведёт без посредников. Но вопрос ограничений на её милитаризацию, по логике вещей, должен обсуждаться — и будет обсуждаться! — уже с «третьими странами». Более того, если этот тезис в Азербайджане уже озвучен вслух, причём не со стороны экспертного сообщества или «мозговых центров», а из уст помощника президента Хикмета Гаджиева, это уже официальная позиция. И, зная «почерк» азербайджанской дипломатии, можно уверенно предположить: если этот тезис озвучен вслух, значит, уже какие-то конфиденциальные переговоры проведены и определённые результаты достигнуты. Да, возможно, эти ограничения не будут введены на следующей неделе, дипломатия очень часто предполагает «игру в долгую», но, без сомнения, первые шаги уже сделаны.
Есть, конечно, вероятность, что даже в случае введения подобных ограничений они не будут соблюдаться так уж строго. Но в этом случае в дело вступает уже другое правило: Азербайджан имеет право обеспечивать свою безопасность и нейтрализовать угрозу. Более того, за последние годы и десятилетия в мире было множество прецедентов, когда страны наносили удары по артиллерийским батареям, установкам РСЗО и т. д. на чужой территории, откуда обстреливали их города. И к числу этих прецедентов, напомним, относится и уничтожение высокоточным ударом на территории Армении пусковой установки «Эльбрус» с ракетой, готовой к запуску по Гяндже во время 44-дневной войны. Азербайджан свою безопасность обеспечит. И для самой же Армении лучше, если это будет сделано дипломатическим путём.