Барнье уходит, Макрон пока упирается, или Политический кризис Франции как предвестник экономического апокалипсиса
Французское правительство, получившее вотум недоверия впервые с 1962 года, отправляется в отставку. Члены Национального собрания Франции отдали 331 голос, поддержав предложение освободить Кабинет министров, на принятие которого требовалось меньше — 289. Макроновский премьер-министр Мишель Барнье все же отличился – он пробыл главой правительства всего лишь 90 дней, заняв лидирующую позицию в списке самых недолговечных премьеров.
Как видно, для одной только Франции вполне достаточно рекордов на текущий год. Но, учитывая политический кризис, можно предположить, что Париж еще сможет похвастаться громкими уходами. К слову, французский президент Эммануэль Макрон, несмотря на все более частые призывы к отставке, пока не выражает стремления к тому, чтобы удовлетворить желания граждан вопреки основному принципу народовластия.
Наоборот, господин «тряпичный», как его прозвали французы, недавно в очередной раз заявил, что в его грандиозные планы не входит покинуть пост президента. Французский лидер обозначил, что будет служить Франции «со всей энергией до последней секунды своего срока», который, кстати, истекает в 2027 году.
Что касается Мишеля Барнье, то он, как сообщают французские СМИ, надеется сохранить свой пост.
Минувшим летом социал-либеральная политическая партия Макрона «Ренессанс» проиграла выборы в Европарламент из-за провалов в социальной политике и неприемлемых законопроектов. Макрон весной в рамках бесплодной пенсионной реформы поднял планку пенсионного возраста, на что довольно резко отреагировала общественность, включая французские профсоюзы. Позже макроновская реформа в сфере миграционной политики также была воспринята в штыки, поскольку в ней ясно проглядывалось нарушение прав человека, а значит, ограничивает «священные» права и свободы. Фермеры также были крайне возмущены «зеленой» повесткой Макрона. Дальше президент Франции решил провести досрочные выборы и снова проиграл.
Затем Макрон поручает бывшему главному переговорщику ЕС по Brexit сформировать правительство страны. 73-летний премьер, представитель правоцентристской партии «Республиканцы» Мишель Барнье организовал Кабинет министров, большинство которого составили его однопартийцы, но и это не помогло, несмотря на то, что часть министерского состава осталась за партией либералов.
Поверив в себя, великого стратега современной Франции, которая ранее не знавала политического тактика и мыслителя столь крупного калибра, Макрон решил сделать ставку на возможную поддержку правительства «правых». Но, как показывает практика последних неудачных для Макрона лет, вся стратегия французского лидера пролетела аки фанера над столицей.
Надо сказать, что вопрос формирования государственного бюджета на 2025 год стал, пожалуй, одним из ключевых в деле политического фиаско президентства Макрона. Вызвавшие ранее долгоиграющие протесты «желтых жилетов» решения властей на этот раз уже стали подкрепляться очередными тугими закручиваниями старых гаек. Согласно новому бюджету, французам намереваются сократить финансирование на сферу здравоохранения и пенсионное обеспечение. Что ожидает Францию после такого губительного бюджета? Повышение уровня бедности, безработица, рост преступности. Кстати, стоит отметить, что и до всех разговоров о бюджете перечисленные сферы не вызывали восхищение социально ориентированными успехами.
Опасность того, что бюджет Франции на будущий год может быть и не принят до конца этого, все равно не исключает ухода Барнье. Его, скорее всего, придется оставить в составе временного правительства, но принимать решения относительно нового законодательства оно не сможет.
Макрон привел Барнье в Кабмин, проведя личный кастинг, не узнав мнение политических партий. Если Макрон и нового премьера отберет без учета мнения других, то во Франции будут менять правительство, как перчатки. Макрону нужно сосредоточиться не на конкретной лояльной его политике личности, а на идеях, инициативах и проектах, исходящих от кандидата в премьеры. Возможно, тогда и бюджет сложится.
Говоря об отставке Макрона, согласно опросу общественного мнения, проведенному в конце ноября, лишь 22% французов довольны деятельностью президента.
Франции, погрузившейся в глубокий политический кризис, следует учитывать не менее драматичный сценарий как продолжение апокалипсиса — экономический коллапс. А это уже требует больших ресурсов, опыта, быстрых решений и поддержки общественности, на что макроновская власть пока рассчитывать не может.