BP зовет Ровшана Наджафа в новый проект наши подробности
Icma.az, ссылаясь на сайт Haqqin, отмечает.
Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) ожидает официального предложения от своего стратегического партнера — британская BP plc о возможности вхождения SOCAR в масштабный проект «Киркук» на севере Ирака.
Об этом стало известно haqqin.az.
Отметим, что Министерство нефти Ирака и BP plc 26 марта заключили контракт, касающийся разработки нефтегазовых месторождений в провинции Киркук. Проект включает в себя добычу углеводородов с купола Баба (Baba) и Аванах (Avanah) нефтяного месторождения Киркук (Kirkuk) и трех соседних месторождений - Бай Хассан (Bai Hassan), Джамбур (Jambur) и Хаббаз (Khabbaz).
SOCAR в ожидании предложения от BP
Сколько там нефти?
Ранее месторождения были на балансе иракской NOC. Управление BP этим крупным проектом начнется в 2025 году. Блок «Киркук» содержит 9 млрд баррелей извлекаемой нефти и играет важнейшее значение не только для экономики Ирака, но и соседней Турции, с которой соединен нефтепроводом «Киркук-Джейхан».
Цель подписанного в марте текущего года между правительством Ирака и BP контракта — восстановление и разработка четырех месторождений с целью увеличения извлекаемых запасов углеводородов, повышение уровня добычи нефти до 420 тысяч баррелей в сутки, расширение добычи попутного газа, а также создания электростанции мощностью 400 МВт.
Напомним, что BP была членом консорциума нефтяных компаний, которые обнаружили нефть в Киркуке в 1927 году. Добыча велась с 1934 года, но по разным причинам политического и технического характера периодически прерывалась.
В течение 2013-19 годов BP работала с министерством нефти Ирака и NOC над техническими исследованиями, изучая потенциал реконструкции месторождения.
В 2020 году добыча на месторождении Киркук упала до 60 тысяч б/с против 140-150 тысяч б/с в 2018 году, и встал вопрос об инвестициях в дополнительную инфраструктуру.
Блок «Киркук» содержит 9 млрд баррелей извлекаемой нефти и играет важнейшее значение не только для экономики Ирака, но и соседней Турции, с которой соединен нефтепроводом «Киркук-Джейхан»
И американцы хотят включить «Киркур-Джейхан»
После стабилизации политической ситуации в Ираке, в августе 2024 года BP подписал Меморандум о взаимопонимании с министерством нефти Ирака по блоку «Киркук» на суше на севере страны. Согласно плану работ, намечены трехмерные сейсмические исследования, бурение нефтяных скважин, модернизация трубопроводной сети на месторождении «Аванах», ремонт трубопровода до приемной станции Шорау и т.п.
Напомним, что BP в Ираке также является ведущим подрядчиком гигантского месторождения «Румайла» в Басре (дает треть от общей нефтедобычи Ирака).
В конце февраля 2025 года госсекретарь США Марко Рубио и премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа аль-Судани обсудили важность возобновления работы нефтепровода между Ираком и Турцией «Киркук-Джейхан».
В соответствующем заявлении Госдепартамента США было отмечено, что этот нефтепровод важен для работы американских и других компаний, работающих в Ираке.
Напомним, что в 2014 году этот нефтепровод, обеспечивающий 0,5% мировых поставок нефти, подвергался атакам ИГИЛ.
Кроме того, транспортировка нефти по трубопроводу Киркук-Джейхан была приостановлена в марте 2023 года после иска Ирака в международный суд против корпорации BOTAS (Турция) относительно экспорта нефти из автономного региона Иракский Курдистан без официального разрешения и согласия иракского правительства.
Турция может получать по данному нефтепроводу более 350 тысяч баррелей нефти в сутки, и в 2025 году хочет продлить соглашение с Ираком на взаимоприемлемых условиях и открыла для конструктивного диалога.
После стабилизации политической ситуации в Ираке, в августе 2024 года BP подписал Меморандум о взаимопонимании с министерством нефти Ирака по блоку «Киркук» на суше на севере страны
Чем «Киркук» заинтересовал SOCAR?
Азербайджан имеет тесные экономические связи с Ираком, в прошлом году в Баку прошли продуктивные переговоры на высшем уровне. Что же касается перспектив сотрудничества в нефтяном секторе, то есть несколько направлений.
Так, действующий с 19 октября 2018 года нефтеперерабатывающий завод SOCAR — НПЗ STAR в Алиага (Турция) недалеко из Измира, рассчитан на переработку в основном высокосернистых сортов нефти, и при проектировании предприятия учитывался прием нефти «Kirkuk». В сорте нефти «Kirkuk» содержание серы составляет 2,3%, в сорте «Basra Light» — 2,9%. Для сравнения — содержание серы в «Azeri Light» с каспийского блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» — 0,15%, и эта нефть продается на рынке Европы дороже, чем эталонная марка Brent.
То есть «Azeri Light» не выгодно использовать на НПЗ STAR, а более привлекательно экспортировать.
Как сообщили haqqin.az в «SOCAR Turkiye», этот нефтеперерабатывающий завод мощностью 13 миллионов тонн нефти в год заинтересовано в возобновлении приема «Kirkuк», а пока получает из Ирака только «Basra». Также на завод идет нефть из Казахстана (тоже с высоким содержанием серы) и других источников, в зависимости от рыночных цен. Поставки обеспечивает SOCAR Trading.
Возможное вхождение SOCAR в проект «Киркук» удешевит предоставление сырья для НПЗ STAR.
Нефтеперерабатывающий завод SOCAR — НПЗ STAR в Алиага (Турция) недалеко из Измира, рассчитан на переработку в основном высокосернистых сортов нефти, и при проектировании предприятия учитывался прием нефти «Kirkuk»
Кроме того, выход с такой нефтью на порт Джейхан в Средиземноморье (помимо поставки «черного золота» по нефтепроводу Баку-Джейхан на этот же рынок) позволит повысить экспортную выручку SOCAR.
Отметим, что Госнефтекомпания Азербайджана с 2024 года активно входит в зарубежные добывающие проекты. В частности, в мае 2024 года SOCAR приобрела 3% в нефтяном проекте ADNOC в ОАЭ, в январе 2025 года — в израильском газовом проекте «Тамар», в марте — в разведке на Средиземноморье в зоне экономической деятельности Израиля 33,34% (вместе с BP и NewMed).
Сомали и Республика Конго зовут SOCAR в африканские добывающие проекты, также есть предложения от Узбекистана, Казахстана и Пакистана.
Пока нет ясности о возможном долевом участии SOCAR в проекте «Киркук» в Ираке, но стоит отметить, что за выбором любого из проектов стоит, в первую очередь, экономическая целесообразность.

