ЦБА держит ставку
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Бакинский рабочий.
Инфляция под контролем, но внешние факторы тревожат
Новое решение по учетной ставке Центробанка принято на основании системной оценки экономической ситуации, включая фактические показатели инфляции, прогнозы роста цен, а также влияние глобальных и внутренних факторов.
Совет директоров Центрального банка принял решение оставить учетную ставку на прежнем уровне - 7%. Одновременно нижний предел процентного коридора составил прежние 6%, а верхний сформирован в пределах 8%. В пресс-службе ЦБА отметили, что такое решение обусловлено комплексной оценкой текущей экономической ситуации.
В расчет принимались фактические показатели инфляции и их соответствие прогнозируемой траектории, сопоставление ожидаемых темпов прироста цен с целевым уровнем 4±2 %, а также возможные последствия последних глобальных экономических процессов и внутренней макроэкономической ситуации. Особое внимание уделялось также трансмиссии решений денежно-кредитной политики на экономику в целом.
Таким образом ЦБА стремится и дальше поддерживать баланс между стимулированием экономической активности и сдерживанием инфляции. По идее, величина процентной ставки главного банка напрямую влияет на различные отрасли экономики и личные финансы каждого гражданина. Ведь речь идет о минимальном проценте, под который финансовый регулятор выдает кредиты коммерческим банкам. Получив такой кредит, коммерческие банки сами выдают кредиты компаниям и розничным потребителям уже по своей стоимости, превышающей ставку кредитора последней инстанции в лице Центробанка.
Следуя этой логике, решения по ставке отечественного финрегулятора меняются вслед за ослаблением инфляционных рисков и стабилизацией цен. Для бизнеса и населения упомянутый подход должен означать, что стоимость кредитов и депозитов останется относительно стабильной, а финансовые условия будут прогнозируемыми. Кроме прочего, стабильность базовой ставки - это про устойчивость экономики. Такие решения, как правило, означают, что финансовый регулятор не видит необходимости в коррективах, избегая перспектив нарушить сложившийся удачный баланс.
Поскольку инфляция вошла в целевой коридор, Центробанк решил отказаться от сдерживающих или стимулирующих воздействий этого монетарного рычага и отдает предпочтение обещанной нейтральной монетарной политике. На эти обстоятельства указано в предыдущем решении ЦБА по базовой ставке, где говорится, что оценка рисков и стабилизация инфляции позволили регулятору перейти к политике естественной процентной ставки.
Нынешнее решение Центрального банка было ожидаемым, утверждает экономист Пярвиз Гейдаров. Несмотря на замедление роста индекса потребительских цен к середине года, серьезной тенденции к его снижению пока не наблюдается, хотя во второй половине года возможно оживление инфляционных процессов. «По итогам июня годовой уровень индекса потребительских цен остался стабильным и даже немного снизился», - отмечает он.
Так, если в мае показатель составлял 6,3% к аналогичному месяцу прошлого года, то в июне он снизился до 6%. С начала года инфляция росла ежемесячно: в январе - 5,4%, в феврале - 5,5%, в марте - 5,9%, в апреле и мае - 6,3%, после чего стабилизировалась. За январь-июль упомянутый показатель к соответствующему периоду предыдущего года составил 5,8%.
«Хотя в июне годовой уровень инфляции и понизился на 0,3%, а среднегодовая инфляция оставалась на стабильной отметке, приведенные позитивные показатели вовсе не означают, что рост цен в стране прекратился. Они, скорее, свидетельствуют о замедлении темпов роста, - поясняет эксперт. - Несмотря на некоторое ослабление динамики роста цен, инфляция в текущем году по сравнению с прошлым остается высокой. При целостном рассмотрении, если за 2018-2021 годы рост цен в стране не превышал 10%, через год упомянутый показатель резко подскочил до 14%, а в позапрошлом году инфляция составила 8,8%, понизившись после до 5%. Цифры наглядно показывают: процесс прироста цен заметно понизился в позапрошлом и прошлом году.
Однако, как уже отмечалось, с начала этого года темпы инфляции вновь подросли на фоне замедления экономического роста. В основном на новый виток повышения повлияло сочетание сразу трех факторов. Во-первых, это запущенный правительством с начала текущего года пятый по счету пакет социальных инициатив. Во-вторых, умеренное повышение ряда регулируемых государством тарифов, и, наконец, в-третьих, на внутренние потребительские цены давит продолжающийся рост импорта. В совокупности эти обстоятельства объясняют, почему инфляция, несмотря на замедление в предыдущие периоды, вновь начала набирать скорость в нынешнем году».
Если сопоставить показатели, решающую роль имеет повышение импорта, говорит П.Гейдаров: «Основными драйверами инфляции в Азербайджане выступают внешние факторы, а такие события, как рост тарифов на коммунальные услуги или повышение зарплат и пенсий, не оказывают значительного влияния на общий уровень цен. При этом особое значение имеет расширение импорта продовольствия в связке со снижением объемов внешней торговли из-за волатильности нефтяных доходов. Такой расклад создает определенные сложности, поскольку внутренний рынок зависит от внешнего завоза самых необходимых потребительских товаров. Потому под давлением внешних причин инфляция усиливается сильнее всего.
Приведенное обстоятельство регулярно подчеркивает Центробанк в своих разъяснениях по решениям об учетной ставке, пусть и косвенно, показывая, что влияние внешних обстоятельств на ценовую динамику - ключевой момент. Как уже отмечалось, к концу первого полугодия темпы роста индекса потребительских цен замедлились, однако во втором полугодии наблюдается тенденция к их ускорению. Пока этот рост остается умеренным, но сезонный фактор, который ранее способствовал стабильности цен, уже утратил свое влияние, а значит устойчивость темпов повышения может быть нарушена».
По этой причине, говорит экономист, установившаяся после недавнего снижения на 0,25% базовая процентная ставка может быть пересмотрена в сторону повышения следующим решением Совета директоров Центробанка.


