Чем недоволен Израиль? Ведь аш Шараа громит палестинцев! котел под названием Ближний Восток
Согласно информации сайта Haqqin, сообщает Icma.az.
Как уже сообщал накануне haqqin.az, сирийские власти задержали в Дамаске генсека Народного фронта освобождения Палестины Талала Наджи. Спустя несколько часов он выпущен на свободу.
Что бы не сочиняли израильские власти про «джихадистов» в Сирии – нужно отдать Дамаску должное: сотрудничество с экстремистскими палестинскими группировками, выступающими против Израиля для него та «красная линия», которую он категорически отказывается переступать.
В прошлом месяце сирийскими властями были задержаны два лидера палестинской группировки «Исламский джихад», Халеда Халеда и Ясира Зафари, которым было прямо заявлено, что их пребывание в Сирии и какая-либо политическая активность в стране крайне нежелательны.
Прецедент Талала Наджи - яркий показатель умонастроений в Дамаске
Сейчас та же история повторяется с Народным фронтом освобождения Палестины -Главное командование, НФОП-ГК, основанном еще в 1968 году. И с 70-х годов прошлого века прочно обосновавшихся на сирийской территории.
Судя по всему, сирийские власти тоже укажут им на дверь, ну или как минимум настоятельно порекомендуют сидеть тише воды и ниже травы под надзором сирийских служб безопасности. И это твердая позиция Дамаска, поскольку к некоторым палестинским группировкам у новых сирийских властей есть еще и личные счеты.
При Асадах, что старшем, что младшем, Сирия была не просто стороной, принимающей палестинских беженцев – но и крупнейшим донором палестинского сопротивления. Клан Асадов вооружал, финансировал и защищал различные палестинские группировки, предоставлял им убежище и тренировочные лагеря.
После того, как иорданские власти выгнали руководство ХАМАСа из Аммана в 1999 году, эта палестинская группировка создала свое политическое бюро в Дамаске, поступив практически на полное содержание сирийского режима. Что было весьма парадоксальным, поскольку именно сирийское крыло ХАМАС возглавляло восстание против Асада-старшего в 1976-1982 годах, закончившегося резней в Хаме, когда солдаты Асада не разбирали, кто перед ними – палестинцы или гражданские сирийцы, а просто убивали всех, кто попадал в прицел.
Позиция Аш-Шараа остается неизменной
Впрочем, парадокс достаточно кажущийся. На Ближнем Востоке ни одна из группировок не может с точностью утверждать, кого она будет поддерживать завтра. Как здесь говорят, «преданность палестинцев нельзя купить, но можно взять в аренду». Поэтому часть палестинских группировок, включая НФОП-ГК, в гражданской войне, вспыхнувшей в Сирии в 2011 году, воевали на стороне Асада. В том числе – и против палестинцев в крупнейшем в Сирии лагере беженцев Ярмук.
Не обошлось и без Тегерана, куда уж в регионе без него. Когда различные палестинские группировки в ходе гражданской войны в Сирии схлестнулись между собой – симпатии иранцев, естественно, переключились на НФОП-ГК. И даже потепление между ХАМАС и Ираном, произошедшее в конце 2013 года, не изменили этой ситуации – финансовая и иная поддержка НФОП-ГК не сократились.
Сейчас ситуация изменилась, и перед руководством палестинских группировок в Сирии ребром встали два важнейших вопроса: «С кем вы, руководители палестинского Сопротивления? Готовы ли вы принять то, что от вас требуют новые власти Дамаска?» И вопросы эти, как совершенно понятно, далеко не праздные.
Сегодня палестинские группировки на территории Сирии могут как помочь Дамаску в стабилизации ситуации в стране и в отношениях с Израилем, так и послужить поводом к эскалации.
Палестинцы – это мина замедленного действия под каждым государством, приютившим их
Западные страны во главе с Соединенными Штатами уже оказывают сильное давление на новое сирийское руководство, чтобы оно отказалось от любых обязательств по противостоянию Израилю, ставя это главным условием отмены санкций. Вдобавок, в конце марта пресс-секретарь Госдепартамента США Тэмми Брюс заявила, что новые власти Сирии должны «полностью отказаться от терроризма и подавить его, отстранить иностранных боевиков-террористов от любых официальных ролей (и) не допустить эксплуатации сирийской территории Ираном и его ставленниками». А ведь НФОП-ГК находятся в американском списке террористических организаций.
Дамаск с палестинцами на своей территории оказывается в сложном положении. И хотя палестинские вооруженные группировки и Армия освобождения Палестины, боевое крыло ООП, недавно собрались в штаб-квартире ООП в Дамаске и по итогам встречи опубликовали декларацию о своей поддержке новых властей Сирии – это еще не гарантия того, что они и дальше сохранят лояльность.
Поэтому сирийские власти сейчас вынуждены работать с каждой палестинской группировкой. Работать над тем, чтобы предотвратить самый негативный сценарий с их стороны. Палестинцы – это мина замедленного действия под каждым государством, приютившим их. Любая благодарность им чужда, любые договоренности для них ничего не значат. А потому от них можно ожидать чего угодно, причем – в самый неожиданный момент.


