Дашнаки идут к Трампу с Карабахом под пазухой наш комментарий
Согласно материалам сайта Haqqin, передает Icma.az.
Акоп Тер-Хачатрян, представитель Бюро партии «Дашнакцутюн», заявил на съезде армянских национал-социалистов в Ереване, что зарубежные структуры партии ведут лоббистскую деятельность с целью «добиться возвращения армян в Карабах, обеспечив им международные гарантии безопасности и получение промежуточного статуса».
«Сейчас нет смысла вдаваться в подробности, поскольку мы еще на начальном этапе, - сказал Акоп Тер-Хачатрян делегатам съезда. - Однако консультации причем на высоком уровне уже идут в США, Франции, России, на Ближнем Востоке… К примеру, во Франции они ведутся напрямую с президентским дворцом, а в США — с новой администрацией».
Дашнак Тер-Хачатрян отчитался о новой инициативе
Один из лидеров армянских национал-социалистов пожаловался на то, что правительство Армении не поднимает вопрос о возвращении армян в Карабах, и это обстоятельство затрудняет лоббистскую деятельность «Дашнакцутюн».
«Мы им [правительству Армении] предложили, но они сделали вид, что не слышат и не видят», – сказал Тер-Хачатрян.
Как известно, армянское лобби в США, включая структуры «Дашнакцутюн», настойчиво пытались включить в повестку кандидатов в президенты США вопрос о возвращении армян в Карабах и предоставлении им «статуса». Но поскольку ни Джо Байдена (впоследствии Камалу Харрис), ни Дональда Трампа эта тема не заинтересовала, «раскрутить» ее удалось лишь с помощью двух аутсайдеров президентской гонки – бизнесмена индийского происхождения Вивека Рамасвами и Роберта Кеннеди-младшего, благоразумно вышедшего из предвыборной кампании и получившего за это пост министра здравоохранения в администрации победившего Дональда Трампа.
Тем не менее, буквально за несколько недель до окончания предвыборной кампании Армянский национальный комитет Америки и дашнаки, похоже, сумели привлечь внимание Трампа к этой теме. Примечательно, что в самой Армении эта тема не вызвала широкого резонанса, поскольку ни властные, ни оппозиционные армянские круги в обещание Трампа «вернуть армян в Карабах» не поверили, признав его нереалистичным. Мало того, сам Тер-Хачатрян признал, что обещание Трампа, не проявлявшего в первую президентскую каденцию никакого интереса к «армянскому вопросу», удивило даже наиболее ортодоксальных представителей «Дашнакцутюн».
У армян есть и союзник - Кеннеди-младший с червями в голове
«Но на этот раз после нашей работы с его [Трампа] окружением он довольно серьезно изучил так называемое армянское досье», — констатировал Тер-Хачатрян.
По его словам, после выборов в США дашнаки также получали сигналы от администрации Трампа по поводу «армянского вопроса». Тер-Хачатрян назвал «обнадеживающим» тот факт, что в нынешней администрации США есть три человека, хорошо с ним знакомых. Это государственный секретарь Марко Рубио, директор Агентства национальной безопасности Тулси Габбард и уже упомянутый министр здравоохранения Роберт Кеннеди.
Тер-Хачатрян сразу же умерил взрыв энтузиазм делегатов съезда, признавшись, что перемены, о которых мечтают армянские националисты, произойдут не сейчас, поскольку с начала второго президентского срока Трампа прошло чуть больше месяца.
«Но будьте уверены, что наша работа будет продолжена, и мы будем оказывать это давление любой ценой», — заверил однопартийцев Акоп Тер-Хачатрян.
Повторим: власти Армении считают «карабахский вопрос» закрытым, эта тема не фигурирует более в идеологической концепции «Реальная Армения», предложенной премьер-министром Николом Пашиняном. Для армянских властей также не актуален вопрос возвращения армян, добровольно покинувших Карабах. С чем, кстати, и связано одно из главных обвинений, выдвигаемых реваншистскими кругами Армении против правительства Пашиняна.
Но Трампу не до армян
С другой стороны, это вовсе не значит, что официальный Ереван не поддерживает антиазербайджанскую деятельность армянского лобби на Западе. Несмотря на натянутые отношения между диаспорой и правительством Пашиняна, Азербайджан и есть тот самый «общий интерес», способный отодвинуть их противоречия на второй план.
К примеру, когда в начале февраля Пашинян находился с визитом в США, он встретился с некоторыми членами армянской группы поддержки в Конгрессе, в том числе, с конгрессменом Фрэнком Паллоне, годами враждебной антиазербайджанской деятельностью. После чего «совершенно случайно» Паллоне и другие конгрессмены направили госсекретарю Марко Рубио письмо с призывом ввести санкции против Азербайджана и не отменять действие поправки №907, активированной Байденом в сентябре 2023 года, когда Азербайджан восстановил суверенитет над своими территориями.
Каковы же реальные шансы армянского лобби в США, а также партии «Дашнакцутюн», на продвижение «карабахского вопроса» посредством новой администрации Дональда Трампа?
А Пашиняну не до Карабаха
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Ясно лишь, что, учитывая такие глобальные вопросы новой американской администрации, как разрушение мирового порядка, сформировавшегося после Второй мировой войны, демонтаж правительственной бюрократии и массовыми сокращениями чиновников в США, превращение сектора Газа в курортную зону для окончательного решения ближневосточного узла, а также простановка войны в Украине путем оказания давления на Киев, Дональду Трампу в обозримой перспективе будет не до «армянского досье».
Но даже если по инициативе близких к армянам членов своей команды Трамп проявит интерес к этой теме, ему в любом случае придется рассматривать ее в контексте общей политики Вашингтона по Южному Кавказу, которая пока не сформирована.
С другой стороны, в настоящее время Трамп рассматривает практически все вопросы внешней политики с коммерческой точки зрения. К примеру, он пытается заставить Украину подписать сделку на один триллион долларов, предусматривающую передачу США прав собственности в обмен на продолжение поддержки на две трети украинских редкоземельных минералов.
Кому снова понадобился армянский вопрос?
В свою очередь, президент России Владимир Путин предлагает Трампу в обмен на полный отказ США от поддержки Украины «более выгодную сделку», включающую совместную добычу природных ресурсов в Арктике или доступ к редкоземельным минералам России, включая ресурсы на оккупированных украинских территориях.
В данном контексте, даже если «армянское досье» окажется на столе президента Трампа, он изначально будет оценивать его коммерческую выгоду для США. А оценивать нечего, поскольку в Армении нет редкоземельных минералов или других природных ресурсов, способных заинтересовать Трампа.
Если же оставить в стороне коммерческий фактор, то нынешняя администрация США, скорее, должна учитывать стратегическое значение Азербайджана в регионе, его тесное партнерство с Израилем и, конечно же, иранский фактор.
Все это делает восстановление и укрепление партнерских отношений с Баку, основательно испорченных администрацией президента Байдена, необходимостью для нынешней команды Белого дома.
Ну, а любое активное вмешательство администрации Трампа в «армянский вопрос» в угоду дашнакам и другим лоббистским кругам неизбежно поставит эти интересы под угрозу.


