ЕС не отказывается от шпионажа против Азербайджана Брюссель и Париж цепляются за бинокльную дипломатию
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
Совет министров Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 сентября принял решение о закрытии Минского процесса и связанных с ним структур ОБСЕ. Действующий председатель данной организации, министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен и генеральный секретарь ОБСЕ Феридун Синирлиоглу приветствовали это решение Совета министров. «Поздравляю Армению и Азербайджан с этим конкретным шагом на пути к миру и стабильности в регионе, что является убедительным свидетельством эффективности дипломатии», – подчеркнул Феридун Синирлиоглу.
И это – очень правильные слова. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что Минская группа ОБСЕ была учреждена в 1992 году в разгар Первой Карабахской войны. Целью ее создания провозглашались содействие мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, обеспечение переговорной площадки и поиск формулы компромисса. Сопредседателями МГ стали США, Франция и Россия – три государства, чья роль в международных делах казалась тогда ключевой и уравновешивающей.
Однако на практике Минская группа десятилетиями топталась на месте, ограничиваясь бесконечными визитами в Баку, Ереван и Ханкенди, пространными заявлениями и имитацией активности. При этом Азербайджан на протяжении многих лет подчеркивал необъективность деятельности данной группы, поскольку были примеры того, как делегированные своими странами в МГ дипломаты открыто демонстрировали симпатии к армянской стороне.
В частности, в Баку хорошо помнят французских сопредседателей, которые, учитывая позицию Парижа как традиционного союзника Армении, нередко выступали с предвзятыми оценками. Американские представители зачастую воспринимались как пассивные наблюдатели, формально выполнявшие миссию. Россия, в свою очередь, играла двойную роль: с одной стороны – как сопредседатель, а с другой – как страна, вооружавшая Армению.

Кстати, стоит в данном контексте упомянуть и Анжея Каспшика, который на протяжении поразительно долгого времени являлся личным представителем действующего председателя ОБСЕ. Его вояжи в регион превратились в рутину, и в ходе них дипломат больше демонстрировал способность вкусно поесть и провести время в хорошей компании, чем реальное посредничество. В Баку его визиты в шутку называли «челночными рейдами», намекая на их бессмысленность и безрезультативность. И он, и вся Минская группа ОБСЕ своих функций не выполняли, их деятельность стала символом имитации процесса, а не поиска реального решения.
После Второй Карабахской войны и антитеррористической операции в Карабахе необходимость в Минской группе окончательно отпала, и Азербайджан обоснованно стал требовать ее ликвидации, подчеркивая, что нет смысла сохранять структуру, призванную урегулировать конфликт, который уже урегулирован на поле боя, а новый статус-кво закреплен в дипломатической плоскости.
Армения и Франция пытались возражать, выступая за сохранение формата, который для них был удобным инструментом манипуляций. Однако в итоге их доводы не сработали. Требование официального Баку выполнено, и ликвидация Минской группы стала логичным завершением ее бесплодной истории.
В Вашингтоне стороны подписали декларацию, создающую основу для заключения всеобъемлющего мирного договора. Таким образом, миссия Минской группы ОБСЕ оказалась окончательно и бесповоротно исчерпанной, а ее роспуск стал не только дипломатической, но и символической победой Баку.
Однако на этом фоне внимание привлекло заявление посла Европейского союза в Армении Василиса Марагоса о том, что миссия Евросоюза (EUMA) продолжит свою работу в рамках существующего мандата.
«Народ и власти Армении приветствуют миссию ЕС в Армении. Она продолжает свою деятельность. И если возникнет необходимость в каких-либо изменениях, мы обсудим это с нашими государствами-членами и, конечно же, с властями Армении. Но на данном этапе я хочу заверить армянскую общественность, что миссия ЕС продолжит осуществлять свою деятельность в соответствии со своим мандатом», – отметил дипломат.

Здесь возникает резонный вопрос: «В условиях, когда Минская группа официально распущена, когда конфликт урегулирован и идет работа над подписанием всеобъемлющего мирного договора, зачем сохранять миссию Европейского союза в Армении?»
Тем более что Азербайджан изначально выступал против ее присутствия на армянской территории. В Баку приводили и продолжают приводить ряд обоснованных аргументов, например, указывая на то, что миссия создает иллюзию, что армяно-азербайджанский конфликт еще не урегулирован.
Кроме того, ее присутствие дестабилизирует ситуацию, укрепляя у армянской стороны иллюзию «внешней поддержки», что наводит на мысль о присутствии у официального Еревана планов военного «реванша».
Так что, ответ на вышеприведенный вопрос совершенно очевиден: никакой необходимости в EUMA нет. Но есть желание ЕС продолжать играть деструктивную роль в регионе, поддерживая искусственное присутствие и создавая рычаги давления на Баку.
К сожалению, армянские власти не только не возражают против этого, но и охотно соглашаются, видя в миссии Евросоюза политический противовес Азербайджану. И это – огромная ошибка, ставящая под сомнение искренность мирной повестки официального Еревана.


