Если США уйдут...
Одним из резонансных заявлений конца прошлой недели стало заявление министра ИД Франции Жана-Ноэля Барро о возможности применения Украиной французских ракет большой дальности по целям в России «в логике самообороны». Согласно его конкретизации, западные союзники Киева не должны ограничивать свою поддержку этой стране, устанавливая в данном вопросе «красные линии». При этом Барро не стал исключать участия французских войск в боевых действиях.
Опыт заявлений первых лиц Франции в преломлении российско-украинского ли трека, ближневосточного ли, однозначно свидетельствуют о том, что сказанное официальным Парижем – одно, а его реальные действия – в корне иное. Так что далеко не факт, что озвученное Барро будет в действительности реализовано. Другое дело, насколько усматривается, Париж явно не желает отставать от других членов НАТО в риторике однозначной поддержки Киева. В свете чего отдельные аналитики предполагают, что в большей степени можно говорить о своего рода озвучивании Барро ноток, адресатом которых является Дональд Трамп (в контексте озвученной им позиции о важности достижения мира между Украиной и Россией в ближайшее время).
Тонкость же тут в том, что опасения (по известным причинам) «антиевропейского» настроя Трампа, по мнению экспертов, привело к озвучиванию со стороны Барро предложения об «увеличении западными странами своих расходов на оборону». Причем данная актуализация главы внешнеполитического ведомства Франции совпала по времени с аналогичным предложением начальника британского штаба обороны, адмирала Тони Радакина. Вполне очевидно, что единая позиция Парижа и Лондона была оговорена по результатам состоявшейся в эти же дни беседы Барро с министром ИД Великобритании Дэвидом Лэмми, хотя в предшествующей встрече совместной статье двух министров о ситуации в мире этот аспект напрямую не высветился, т. к. стороны ограничились лишь констатацией необходимости для всех союзников «сделать все необходимое, чтобы поставить Украину в наилучшее положение для достижения справедливого и прочного мира».
По предположению западных аналитиков, именно тема расходов европейских членов НАТО была основной во время состоявшейся 22 ноября встречи генсека Альянса Марка Рютте с Дональдом Трампом, т. к. ранее генсек организации, призвав европейских членов структуры «увеличить их расходы на оборону сверх целевого показателя в 2% от ВВП, открытым текстом заявив, что «в случае победы Москвы цена оттеснения России от наших границ составит уже даже не 3, а 4 или 5 процентов». Весьма симптоматично, что пресс-служба НАТО по итогам беседы Рютте с Трампом ограничилась лишь сухой фиксацией об обсуждении сторонами во Флориде «ряда вопросов глобальной безопасности, стоящих перед альянсом».
На фоне чего ряд СМИ попытался нейтрализовать опасения европейских союзников возможным выходом США из НАТО, сославшись на прозвучавшее в ходе избирательной борьбы в США высказывание Трампа о том, что данный шаг Вашингтон может использовать исключительно в ракурсе отказа европейских партнеров «честно платить свои взносы в альянс». Правда, при этом комментаторы не преминули напомнить и высказывание Трампа о том, что в реалии НАТО «более важен для европейского континента, нежели для США, т. к. между нами и некоторыми проблемами в Европе лежит океан. Большой, красивый океан».
Такое вот недвусмысленное послание европейским союзникам из Вашингтона. В ракурсе чего эксперты абсолютно не видят, что на позицию Трампа могут повлиять предложения, озвученные в уже процитированной нами статье Лэмми и Барро, о наличии значимых рисков «не только для европейской безопасности, но и для мира в целом» — в следствии возможного распространения «войны в Украине за пределы Европы». К слову, Рютте также акцентировал внимание на данном моменте, до встречи с Трампом подчеркнув, что в интересах Вашингтона «обеспечить гарантии безопасности Украины и не идти навстречу России».
В аспекте обсуждаемого довольно интересной выглядит позиция премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Подчеркнув, что «ожидаемое изменение политики Соединенных Штатов неизбежно отразится на подходе Западной Европы к украинскому конфликту», он отметил, что «с военной точки зрения ситуация ясна: если США уйдут из Украины, то Европа самостоятельно не сможет оказывать ей поддержку». В качестве примера он сослался на ситуацию в Германии, где после развала «светофорной» коалиции партии, не переставая, дебатируют о возможности поставок ракетного оружия в Украину. По словам же Орбана, «вопрос о том, следует ли немцам поставлять ракеты Taurus Украине, в значительной степени зависит от ситуации в США», т. к. предположительно этот тип оружия не может быть применен «без участия Вашингтона».
В целом, насколько отмечается различными СМИ, позиция европейцев понятна с точки зрения того, что, как о том подчеркивается Financial Times (FT), испытание «Орешника» стало «серьезным предупреждением» всему континенту, благо удар показал способность России «опередить Запад в принятии ответных мер». Причем этот информационный ресурс обратил внимание на факт получения Пентагоном уведомления за 30 минут до пуска ракеты. В материале FT прогнозируется, что использование Москвой «Орешника» вынудит Украину «настойчивее требовать от США предоставить ей комплексы ПВО THAAD», но эти попытки могут оказаться тщетными, и Киев «вряд ли получит эти системы».
Наверняка все эти вопросы будут обсуждаться на ожидаемом завтра в Брюсселе экстренном заседании Совета Украина – НАТО. Правда, как отмечается различными источниками, до сих пор неизвестно, будет ли на встрече присутствовать Рютте, т. к., согласно сообщению пресс-службы НАТО, 25 ноября генсек альянса должен находиться в Турции, а 26-го — в Греции, где запланирована его встреча с премьер-министром Кириакосом Мицотакисом и главами министерств обороны и ИД.
В любом случае, как предполагают эксперты, участники брюссельской встречи будут исходить из озвученной внутри НАТО позиции, что развертывание ракетного потенциала России «не изменит ход конфликта и не удержит союзников по альянсу от поддержки Украины».