Если вас не посадили это не ваша заслуга, а наша недоработка громкое дело
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Haqqin.
В России вновь громкий арест. Задержан после обыска экс-сенатор и основатель холдинга «Русагро» Вадим Мошкович. Ему может грозить до десяти лет тюрьмы и конфискация всех активов в пользу государства.
Производство продуктов питания – один из самых выгодных видов бизнеса, поскольку продукты будут покупать каждый день. Каждый раз, когда россияне покупали пачку рафинада «Чайкофский», пачку «Русского сахара», некоторые мясные полуфабрикаты и растительные масла, они вносили свою «копеечку» в благосостояние Вадима Мошковича. И наносили ему таких «копеечек» по оценкам Forbes на 2,7 миллиарда.
А еще принадлежащая ему «Русагро», которая является одним из крупнейших в России производителей сахара, занимает 2-е место по производству мяса, а также владеет 700 тыс. гектаров сельхозземель. Более чем перспективная компания с отличными финансовыми показателями и стабильной прибылью, в том числе для держателей ее акций. Была.
Мошкович может сделать своему бизнесу ручкой, альтернатива перед ним совсем не радостная - либо «добровольно» переписать его на тех, на кого укажет, либо сесть за решетку на долгий срок
Мошкович повторил ошибку многих до него – поверил Владимиру Путину, когда тот сулил миллиардерам полную безопасность работы дома, что в то время как на Западе их активы могут конфисковать из-за санкций. И он запустил процесс редомициляции — перерегистрации бизнеса из Кипра в Россию. Забыв о том, что любой прибыльный и крупный бизнес находится под пристальным и голодным взглядом Кремля.
А следовательно, в любой момент может быть Кремлем отобран. И причем вроде как законно, по решению суда, мы ж не варвары какие. А повод для такого решения всегда найдется, ведь не вчера известно, что российские «правоохранители» свято чтут принцип: «Если вас не посадили – это не ваша заслуга, а наша недоработка». Так что Мошкович может сделать своему бизнесу ручкой, альтернатива перед ним совсем не радостная - либо «добровольно» переписать его на тех, на кого укажет, либо сесть за решетку на долгий срок.
И ничего уникального – то же самое совсем недавно происходило и с концерном «Макфа», производившим каждую пятую пачку макарон в России и даже отправлявшим их на экспорт в том числе в Китай. И с группой «Ариант», в составе которой была крупнейшая в России винодельня и которая владела самым большим количеством кубанских виноградников. И с аэропортом «Домодедово». И еще с 207 крупными компаниями, имевшими активы на сумму в 28 миллиардов долларов. А это, между прочим, почти 2% российского ВВП.
Иными словами, изъятие бизнеса в пользу государства стало одним из главных трендов в российской экономике после вторжения в Украину. Происходит, как говорят эксперты, «масштабнейшее перераспределение собственности, не имевшее прецедентов со времен приватизации».
Мошкович повторил ошибку многих до него – поверил Владимиру Путину, когда тот сулил миллиардерам полную безопасность работы дома, что в то время как на Западе их активы могут конфисковать из-за санкций
Но изъятое не становится собственностью государства. Это такой «призовой фонд», который распределяется Кремлем в очень узком кругу «своих», преимущественно силовых групп влияния, и служит инструментом поощрения их лояльности.
Возник даже своеобразный рейтинг желаемых этих «своих» активов. На первом месте объекты надвижимости и земля, на втором - пищевая промышленность, на третьем - предприятия ВПК, предприятия сельского хозяйства и рыбная промышленность. Нового в этом процессе то, что сейчас подбираются к отраслям, которые раньше не трогали: нефтехимия, нефтесервис и перевалка нефтепродуктов.
Особняком стоит начавшееся изъятие интеллектуальных прав у владельцев. Что тоже вполне объяснимо: государство прибирает к рукам как можно больше научных и технологических разработок, чтобы сэкономить, ведь владельцам патента положены отчисления за каждое его использование, а это для Кремля выглядит обидным – как это, деньги мимо кассы, да еще и каким-то изобретателям.
«Русагро» является одним из крупнейших в России производителей сахара, занимает 2-е место по производству мяса, а также владеет 700 тыс. гектаров сельхозземель. Более чем перспективная компания с отличными финансовыми показателями и стабильной прибылью, в том числе для держателей ее акций. Была.
А ведь есть еще поле непаханое - транспортный и портовый бизнес, добыча полезных ископаемых и, возможно, электроэнергетика. Активы лакомые, и их владельцам стоит беспокоиться уже сейчас. И демонстрируемая к власти лояльность не сильно поможет, ведь «неприкасаемых» теперь больше нет, разумеется, кроме тех, кто близок к первому телу.
Что примечательно, глядя на Кремль подобную же политику начинают проводить и региональные, и даже муниципальные российские власти, прессуя местный средний и мелкий бизнес. Там, конечно, «и труба пониже, и дым пожиже», но и аппетиты провинциальной чиновничьей братии не сравнить с московскими. А необходимые инструменты в наличии – карманные суды, прокуратура и силовики, все как на подбор, ко всем пожеланиям готовые, а зачастую и в доле.
Иностранцы на Западе все это видят и все понимают. В отличие от западных политиков, у них нет и капли иллюзии в отношении российских властей, особенно у тех, кто с ними уже имел несчастье поработать. Поэтому мне становится всякий раз смешно, когда в СМИ появляются сообщения о том, что «западный бизнес стремится вернуться в Россию». А зачем? Чтобы в один прекрасный момент его обобрали и голым выставили на мороз?

