Европейский Союз и Ленин… несть пророка в отечестве своем
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Haqqin.
Влиятельная Financial Times написала на днях, что для Европейского Союза наступает «момент Дарвина». То есть, по мнению британской газеты, объединенная Европа либо будет вынуждена адаптироваться к новой эпохе, либо прекратит существование.
На что мгновенно отреагировал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который не только подтвердил наличие проблемы, но и добавил, что речь идет о распаде и разложении ЕС.
«В одном права Financial Times, - подчеркнул Орбан. - Европа переживает свой «момент Дарвина», пытаясь превратить Европейский Союз из мирного проекта в военный. Это не эволюция, а деградация».
Устами Орбана глаголит политфилософия
Таким образом, если Financial Times все еще допускает возможность трансформации, то премьер-министр Венгрии настроен куда более пессимистично и видит только один исход — уничтожение ЕС.
И хотя в науке нет понятия «момент Дарвина», смысл данного прогноза очевиден - наступил момент, когда Евросоюзу необходимо либо измениться и продолжать движение, либо навсегда исчезнуть. Период продвижения на «автопилоте» завершен.
Следует признать, что события последних лет, особенно российское вторжение в Украину и победа Дональда Трампа на президентских выборах в США, стали для объединенной Европы моментом истины.
Да, Старый Свет по-прежнему продолжал смотреть на мир свысока, уверенный в своей исключительности, не осознавая, что постепенно теряет былые влияние и привлекательность. В последние годы Евросоюз все больше напоминал огромный и не слишком поворотливый корабль с многочисленными пробоинами, заткнуть которые становится все сложнее. Но самое неприятное то, что все происходящее полностью соответствовует логике событий, все было предсказуемо.
Чтобы убедить в этом, предлагаю совершить небольшой исторический экскурс.
Вероятно, для многих эта станет неожиданностью, но первой политической партией, скептически отнесшейся к самой идее создания Европейского Союза была… Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Я говорю о неожиданности, поскольку сегодня труды Ульянова/Ленина читают немногие, а его статья «О лозунге Соединенных Штатов Европы» практически забыта.
Она была написана летом 1915 года, в самый разгар Первой полыхала в огне и опубликована 23 августа в газете «Социал-демократ» за подписью «Николай Ленин». Уверен, что даже спустя 110 лет есть прямой смысл вернуться к этому тексту и сопоставить его с сегодняшними событиями. Как минимум, чтобы поразиться актуальности анализа и прогноза вождя первой социалистической революции.
"Мир поделен между горсткой государств, преуспевших в грандиозном грабеже и порабощении народов". Об этом писал Ленин свыше ста лет назад
Из статьи становится ясно, что в период, когда война уносила все больше жизней, а зараженные шовинизмом и национализмом народы проливали кровь друг друга, социал-демократы оживленно обсуждали идею единой Европы.
Однако спустя короткое время Ленин подвел итог этим дискуссиям и поставил в них точку.
Каков лейтмотив статьи Ленина?
По мнению Ульянова/Ленина, в дискуссиях об идее «Соединенных Штатов Европы» слишком много говорят о ее политическом значении, но упускают экономический аспект. Именно поэтому он утверждает, что «…этот лозунг является неправильным».
«Без свержения революцией монархий Германии, Австрии и России этот лозунг бессмыслен и лжив, - писал Ленин. - Но это лишь политическая сторона вопроса. Что же касается экономического содержания, то с точки зрения экономических условий империализма (то есть, движения капитала и раздела мира между «передовыми» колониальными державами), Соединенные Штаты Европы при капитализме либо невозможны, либо реакционны».
Иными словами, Ленин изначально указывает, что такой союз может существовать только, как объединение социалистических государств. В противном случае это всего лишь искусственное образование, не приносящее народам никакой пользы.
Почему?
"Но о чем это соглашение? Только о том, чтобы… совместно контролировать разграбленные колонии…" И это написал Ленин свыше ста лет назад
«Капитал носит интернациональный и монополистический характер, - поясняет Ленин. - Мир поделен между горсткой государств, преуспевших в грандиозном грабеже и порабощении народов».
От себя добавлю, как и сегодня.
Из чего Ленин делает ключевой вывод: «Соединенные Штаты Европы при капитализме означают соглашение колониальных держав о разделе колоний». И добавляет: «В капитализме существует лишь один принцип раздела — раздел силой».
Разумеется, в наше время этот принцип силы применяется по-разному: для Африки и Ближнего Востока есть одни методы, а внутри Европы — другие. Если Ливия или Мали раскалывают с помощью войны и оккупации, то для Греции используются «мягкие» способы.
Другими словами, даже внутри Евросоюза царит очевидное неравенство. В нем есть «сильные» (Германия, Франция и др.) и «слабые» (Греция, Ирландия, Португалия, страны Балканского полуострова).
Как писал Ленин, «в капитализме невозможно равномерное экономическое развитие отдельных хозяйств и государств. Единственный способ восстановить нарушенное равновесие и преодолеть промышленные кризисы — это война».
В последние годы Евросоюз все больше напоминал огромный и не слишком поворотливый корабль с многочисленными пробоинами, заткнуть которые становится все сложнее
Таким образом, при капитализме этот союз становится лишь инструментом для раздела мировых рынков с использованием разных методов, в том числе, скрытых за громкими лозунгами и обманчивыми призывами.
Как отмечает Ленин: «Временные соглашения между капиталистами и государствами возможны. С этой точки зрения возможно и соглашение европейских капиталистов в форме Соединенных Штатов Европы. Но о чем это соглашение? Только о том, чтобы… совместно контролировать разграбленные колонии…»
И с этой точки зрения нынешний Европейский Союз — всего лишь соглашение центрального капитализма о совместном ограблении периферийного капитализма и некапиталистических анклавов.
Что же касается сегодняшних кризисов и ощущения безысходности в Европейском Союзе, то связаны они, прежде всего, с тем, что с каждым днем становится все труднее удерживать под прежним контролем периферию...


