Геополитика и грани идеологического безрассудства Minval Politika
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Minval.
Распространение ложных нарративов — широко используемый в идеологической плоскости приём, и служит он в основном достижению тактических целей. Имеют место попытки его превращения в спутника стратегического курса.
Судя по тому, какую ставку на него делает иранский истеблишмент на азербайджанском треке, можно прийти к выводу, что Тегеран опровергает природу общепринятых канонов. А ещё и доказывает, что экспорт исламской революции продолжает оставаться центральным элементом его внешней политики.
Небезызвестный советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти решил воссоздать новый переполох на ровном месте. Комментируя вопрос, который не вписывается в контекст иранской политики и двусторонних отношений, он совершил очередной выпад против Азербайджана. По случаю приёма в Баку израильских раввинов бывший министр иностранных дел Ирана выразил глубокое сожаление, хотя событие не имеет никакого отношения ни к его стране, ни к связям Баку и Тегерана.
Реакция дипломата, равно как и высказывания, вызывают не только недоумение, но и много вопросов. Вот что он изрёк: «Это беспрецедентное нарушение, которое считается антиисламским и оскорбительным для достоинства шиитов во всём мире… Народ Азербайджана однозначно выступит против подобного шага».
Если правомерно говорить о каких-то нарушениях, то непонятно, о каком кодексе или своде правил идёт речь, наперекор которым как будто бы пошёл Баку. Во-вторых, из каких соображений встречу религиозных деятелей надо расценивать как «антиисламское и оскорбительное»? Непонятно, в-третьих, почему азербайджанский народ должен выступить против события, которое органично вписывается в траекторию толерантного образа жизни его общества?
Ежегодно в Баку и других городах страны проводятся мероприятия по межцивилизационному диалогу, по альянсу цивилизаций. Являясь частью важных программ ООН, они перекликаются с чаяниями не только религиозных, но и светских институтов. Неужели Велаяти невдомёк, какую роль играет Баку на международной арене для упрочения атмосферы доверия и расширения границ диалога?!
Разразившись странными, если не сказать надуманными, откровениями агентству NOURNEWS, советник иранского лидера принялся интерпретировать события из повестки другого государства со своей клерикальной колокольни. Это не только возмутительно, но и политически опасно, потому что в его суждениях ясно прослеживается подстрекательский тренд, рассчитанный на подрыв внутренней стабильности жизни соседнего государства. И не только. Другим концом своих провокационных суждений отставной дипломат ещё и норовит столкнуть Азербайджан с другими странами исламского мира.
«Известие о встрече сионистских раввинов в шиитской мусульманской стране, — говорит он, — весьма неожиданно и прискорбно… Это первый случай подобного нарушения со стороны правительства Азербайджана, и это антиисламский акт, подрывающий достоинство шиитов во всём мире». Сказать, что у господина Велаяти не всё вяжется с логикой, — это ничего не сказать. По какому праву представитель Ирана квалифицирует религиозное событие еврейских служителей культа как «антиисламское», искусственно муссируя трагизм? Ведь никто не наделял иранское руководство столь высокими полномочиями, чтобы оно выступало от имени мировой шиитской уммы.
Велаяти и вместе с ним иранское духовное руководство выступают в амплуа самозванцев, что им не делает чести. Это, по меньшей мере, безответственно и безнравственно.
«Судя по всему, — продолжил советник, — цель этого саммита — расширить Авраамовы соглашения и включить в них Азербайджан и другие мусульманские страны Центральной Азии. Жители этого региона веками поддерживали Ахль аль-Бейти Имама Али (мир ему)». И снова советник выступает в роли непрошеного адвоката третьих сторон, присваивая себе особые функции.
Быть или не быть другим странам в Авраамовых соглашениях — решать не Тегерану, а политическим элитам независимых государств. Грубое вмешательство во внутренние дела других стран принесёт иранской стороне не геополитические дивиденды, а новые проблемы.


