Голос, ставший символом Победы: память о Худаяре Юсифзаде
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Media az.
Сегодня день особой памяти и гордости. Пять лет назад храбрые сыновья Азербайджана не раздумывая встали на защиту своей земли. К сожалению, не все вернулись с полей сражений. Многих из погибших мы знаем поименно, и потеря каждого из них с болью отзывается в сердце любого из нас.
Среди тех, чей голос навсегда остался в нашей памяти, – шехид Худаяр Юсифзаде. Судьба бросила его в горнила испытаний слишком рано: он остался без отца, когда ему не было и месяца. Но, несмотря на невзгоды, Худаяр вырос светлым и добрым человеком, в котором любовь к музыке гармонично сочеталась с глубокой преданностью Родине. Впоследствии благодаря душевному исполнению песни Vətən yaxşıdır он стал всенародным любимцем.
Мать героя, Радя Гурбанова, в беседе с Media.Az поделилась воспоминаниями о сыне.
– Худаяр родился 15 июля 1998 года в российском городе Сургут. Когда ему было всего 24 дня, мой супруг скончался. Худаяр был самым младшим из четырех детей в семье. Кстати, этим именем его назвал отец. Дело в том, что у нас был знакомый – молодой таджик, скучающий по своей семье и маминым блюдам. В один из дней мы пригласили его в гости на хинкали, после он начал читать дуа (мольба, прямое обращение к Всевышнему – ред.) и в конце сказал: «Поручаю вас Аллаху, пусть он вас хранит». Тогда мой супруг решил, что мы назовем сына Худаяр. Имя имеет персидские корни. «Худа» означает «Бог», поэтому «Худаяр» можно перевести как «Божий дар», «Божий свет» или «слуга Бога».
Наш сын был очень жизнерадостным и светлым мальчиком. Худаяр отличался общительностью и, где бы он ни появлялся, там сразу становилось тепло.
После возвращения в Азербайджан мы жили у моих родителей. Дед заменил ему отца, поэтому сын не чувствовал нехватку отеческой любви. Например, в шесть лет он научил его водить машину, баловал во всем, окружал заботой. Гибель Худаяра подкосила здоровье деда, и спустя два года он ушел из жизни.
– Ваш сын интересовался музыкой, и, насколько я знаю, его в музыкальную школу отвела бабушка. Но откуда у него появился интерес к военной службе?
– По отцовской линии в семье все были музыкантами. В Барде семья Гурбановых (Худаяр носил фамилию в честь деда, Юсифа Гурбанова – ред.) была знаменитой – семейный ансамбль выступал еще в советские годы. В нашем доме часто бывали известные музыканты, музыка всегда была частью нашей повседневной жизни. Само собой, «заболел» этим и Худаяр. Впоследствии он даже занял первое место на фестивале мугама, проходившем в Агджабеди. Но несмотря на любовь к музыке, сын проявлял интерес и к военной службе. Кстати, в Пограничные войска ему посоветовал идти друг. Думаю, из-за того, что сын был бесстрашным и смелым.
– Во время 44-дневной Отечественной войны Худаяр сначала служил в Физулинском районе, а затем участвовал в боях за освобождение Джебраила и Зангилана. Он говорил вам о том, что находится на передовой?
– Нет, он скрывал это, чтобы мы не волновались. О его участии в боях мы узнали лишь на восьмой день войны. Худaяра как раз переводили в направлении Кяльбаджара. Старший сын, случайно увидев военную колонну по дороге на Бахрамтепе, и сразу понял, что это подразделение Госпогранслужбы. Среди солдат он заметил Худаяра. Они остановились, сфотографировались, и, вернувшись домой, он сказал мне, что видел брата. Последний раз я разговаривала с младшим сыном 17 октября.
А утром следующего дня он позвонил бабушке и сказал, что они поднимаются в горы, и если мы не сможем с ним связаться, чтобы не волновались. После этого мы несколько дней пытались дозвониться, но все было напрасно. И ночью 22 октября из части позвонили моему брату и сообщили, что Худaяр стал шехидом.
– Как вы узнали об этом?
– Позвонив мне, брат сообщил, что Худaяр тяжело ранен. В тот день я находилась в Исмайыллы. Успела приехать домой после того, как его привезли. Брат отвел меня в сторону и сообщил о том, что Худаяр стал шехидом.
– Но сегодня в вашей семье растет маленький Худаяр, который носит имя дяди...
– Да, вначале Худаяр предложил назвать его Угуром, сказав, что это на удачу. Но 16 октября он отправил бабушке видео, в котором попросил, что, если с ним что-то случится, дать племяннику его имя. На тот момент, когда он стал шехидом, ребенку не было и недели. И мы исполнили волю Худаяра.
– Поддерживаете ли вы общение с сослуживцами сына?
– Да, его товарищи по фронту, в том числе и те, с кем он исполнял песню, часто приходят к нам, особенно в памятные и особые дни. Многие из тех, кто шел с ним в бой, раньше были его коллегами по работе. Мы нередко созваниваемся, и они делятся воспоминаниями о сыне.
– Как известно, песня, которую исполнил Худаяр, – Vətən yaxşıdır после его гибели стала называться Xudayarin tesnifi. Сегодня ее перепели многие...
– Эта песня принадлежит всем, кто любит нашу страну, тюркский мир, родную землю. Каждый, кто почитает память Худаяра, имеет право исполнять ее. Мне присылают видео, где ее поет даже 95-летняя бабушка.
Каждый певец вкладывает в нее свою душу. Я не могу кому-либо запрещать исполнять эту песню. Я как мать выполнила свой долг, воспитав героя. Он победил врага не только силой оружия, но и благодаря музыке. Многие думают, что видео, где Худаяр поет песню, появилось до того, как он стал шехидом. На самом деле видео распространилось только спустя 18 дней после того, как сын стал шехидом. И место, где он сидел и пел эту песню, – село Худаярлы. Думаю, в этом есть какой-то символизм: в этом проявилась любовь Аллаха...
Конечно, рана от потери Худаяра никогда не заживет, но не каждому дано остаться в памяти народа. Пока жив азербайджанский народ – живы и наши шехиды.
Мелек Новрузова
Другие новости на эту тему:
Просмотров:91
Эта новость заархивирована с источника 08 Ноября 2025 16:00 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















