Гостинцы из Москвы Тень старшего брата накрыла Армению
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван вполне справедливо вызвал большой интерес в СМИ, экспертной среде и среди широкой общественности стран Южного Кавказа. Произошел он на фоне некоего смятения армянских властей в условиях изменившейся международной конъюнктуры, в которой с легкой руки Дональда Трампа Россия делает заметный шаг по выходу из международной изоляции, а ее дискурс по украинскому конфликту обретает «контуры легитимности». Одним словом, Москва решила некоторые вопросы и теперь готова ближе присмотреться к тем своим сателлитам, которые слишком энергично стали щуриться на солнце, «встающее с Запада».
Вот с таким уверенным настроем и прибыл в армянскую столицу главный российский дипломат. Неудивительно, что и все его выступления были окрашены этим настроем, в то время как его армянский коллега Арарат Мирзоян выглядел довольно удрученным таким положением дел. Не менее понурым, что только подчеркивала напряженная улыбка, выглядел и «виновник» торжества, премьер Пашинян. И только президент Армении Ваагн Хачатурян, как всегда, сиял ровно и неназойливо, надо полагать, оттого что у него работа такая.
Во время выступления на совместной с армянским коллегой пресс-конференции Лавров не преминул напомнить, что Россия остаётся крупнейшим торговым и инвестиционным партнёром Армении. Отдельно отмечены важность российской военной базы в Гюмри и сотрудничество в сфере безопасности – а это уже звоночек тем силам внутри Армении, которые стали было заикаться о ее выводе. Подтверждена поддержка России мирному процессу между Арменией и Азербайджаном на базе трёхсторонних соглашений 2020–2022 гг. Обсуждён формат «3+3» как площадка регионального сотрудничества (Южный Кавказ + Россия, Иран, Турция). Вдобавок Лавров подчеркнул, что внерегиональные игроки не должны дестабилизировать ситуацию в регионе. Это был первый пробный камень в сторону западных поползновений Еревана.

Далее последовали вопросы журналистов. Один из них касался отсутствия реакции ОДКБ по поводу якобы оккупации Азербайджаном армянских территорий в районе Джермука (Истису) в 2022 году. Отвечая на него, российский министр вновь озвучил уже привычный российский нарратив о том, что Москва пыталась предложить «справедливое решение» Карабахского конфликта с откладыванием статуса «нагорного Карабаха» на неопределенное время, «как вдруг» Пашинян в Праге признал Карабах частью Азербайджана и вместо наблюдателей ОДКБ пригласил в Армению миссию ЕС. Не вдаваясь в двусмысленные нюансы вопроса и ответа, необходимо заметить, что центральным пунктом, вызывающим эти споры армянской и российской сторон, была и остается несгибаемая политика Баку по защите собственного суверенитета и территориальной целостности.
Ну, а особое любопытство не только у нас, но и у самого Лаврова вызвал весьма сумбурный вопрос о российском оружии, с помощью которого Азербайджан «осуществил нападение на Карабах». Журналист также высказал претензии к звучащим в России заявлениям об «украинизации Армении» и вопрошал о том, имеет ли Москва против Армении те же планы, что она применила в отношении Украины. Лавров сразу посуровел от такой дерзости и, среди прочего, напомнил, что сама Армения ранее применяла российское оружие «для занятия семи неоспариваемых азербайджанских районов» (по логике российского министра, территория бывшей НКАО являлась предметом спора, хотя официально Москва признавала территориальную целостность Азербайджана). То есть, это ровным счетом то, о чем в Азербайджане знали давно – оккупация Карабаха произошла с помощью России и российского оружия. И в этом контексте достаточно напомнить скандал, разразившийся после того, как ныне покойный генерал Лев Рохлин провел парламентское расследование и установил, что Армения бесплатно получила от России оружия на миллиард долларов. Видимо, вопрос журналиста настолько вывел Лаврова из себя, что он не где-нибудь, а в Ереване напомнил об этом армянской стороне.

Лавров отметил, что Россия находится в условиях конфликта с Западом, в частности с Францией, которая, по его словам, занимает враждебную позицию, и потому удивительно, когда союзник вроде Армении закупает оружие у подобных стран. Однако он подтвердил, что Россия не возражает против права Армении на самостоятельный выбор партнёров в сфере обороны. По вопросу так называемой «украинизации Армении» он заявил, что не видит причин для подобных опасений, подчеркнув, что Армения остаётся союзником России и не проводит антироссийской политики, в отличие от Украины. Поставил, что называется, перед фактом.
Ответив на не вполне адекватные вопросы журналистов, глава российской дипломатии переместился в более комфортные для себя условия, а именно – на встречу с соотечественниками в Русском доме, а затем – с преподавателями и студентами филиалов российских вузов, экспертным сообществом, активом молодежного крыла АНО «Евразия».
На первом из них он в числе прочего отметил инициативы диаспоры, включая сбор гуманитарной помощи для участников «СВО». Министр также заверил, что Россия будет защищать права соотечественников, включая культурные и образовательные инициативы, еще раз как бы предупредив Ереван о нежелательности т.н. «украинизации Армении».
Однако таким скромным продвижением российской повестки Лавров не удовлетворился и на втором мероприятии прочитал основательную лекцию о внешней политике России, в которой «разгромил» вражеские замыслы Запада и «обосновал военную операцию России в Украине».
Фактически он поставил Пашиняна и проевропейски настроенную часть общества перед фактом – российский государственный деятель волен приехать в столицу Армении и говорить о российских интересах. Лавров фактически на один день превратил Ереван в площадку для объявления миру внешнеполитических интересов и целей Москвы.
И это происходит в стране, которая до недавнего времени позиционировала себя в качестве оплота европейской политики на Южном Кавказе, первая леди которой участвовала в антироссийском политическом мероприятии в Киеве, в государстве, которое присоединилось к Римскому статуту Международного уголовного суда, а значит, обязанном арестовать Владимира Путина, как только тот ступит на его территорию.
Итак, происходит постепенное «исправление» Армении и возвращение ее, простите за нелепый перенос смысла, в лоно «старшего брата». Скорее всего, западный курс Армении будет снисходительно признан Москвой «допустимым отклонением от нормы».
Не совсем ясно, что все это сулит армяно-азербайджанскому переговорному процессу. Россия, так же как и европейцы, и чуть ранее американцы, может обладать своими соображениями для препятствования установлению мира на справедливых условиях Азербайджана. Впрочем, Баку к таким обстоятельствам не привыкать, и он так же, как и раньше, будет добиваться своих целей, опираясь на свои силы и международный авторитет.


