Грузия между США и Китаем Статья Владимира Цхведиани
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
Грузия в самое ближайшее время может стать одной из точек геополитического противостояния, но уже не столько США и России, сколько США и Китая. Это стало очевидно после того, как Дональд Трамп объявил о новых тарифах против товаров из почти 150 стран мира. В итоге в США на товары из стран ЕС установлены пошлины в 20%, на китайские – 34%, на японские – 24%, на южнокорейские – 25%. Как следствие, производители начнут лихорадочно искать «замену» американскому рынку, и это сделает еще более востребованными новые транзитные маршруты и коммуникации, не имеющие отношения к американскому рынку. В таких условиях интерес к Грузии, имеющей ключевое значение для развития новых транзитных маршрутов в Евразии, резко возрастет, как и к строящейся на ее территории транспортно-логистической инфраструктуре.
Сильнее всего протекционистские меры США ударят по Китаю, «мировой мастерской». Пекин уже призвал Соединенные Штаты немедленно отменить последние пошлины и пообещал принять контрмеры для защиты своих интересов. Так, стало известно, что китайские власти с 10 апреля вводят дополнительные пошлины в размере 34% на всю продукцию, импортируемую из США.
Налицо начало полномасштабной «торгово-тарифной войны» между США и КНР. Это противостояние, скорее всего, примет геополитический масштаб и переместится в Евразию, туда, где ещё недавно Китай осуществлял свою торговую, инвестиционную и коммуникационно-логистическую экспансию. Следствием нового противостояния Китая и США будет резкое обострение геополитической борьбы за Средний коридор, где одной из ключевых стран является Грузия. Именно здесь Китай намерен построить глубоководный порт Анаклиа. Для Китая, которому нужно будет продажами своих товаров в Европе компенсировать потери от «тарифных заграждений» на американском рынке, значение доступа на европейский рынок через Средний коридор и Грузию резко возрастает.
Также нужно отметить, что торгово-тарифная война между США и Китаем разразилась вскоре после того, как между Китаем и Грузией наметилось еще более тесное сотрудничество в финансовой сфере. Нацбанк Грузии и Народный банк Китая подписали меморандум о двустороннем сотрудничестве. Но, с другой стороны, накануне фактического начала «торгово-тарифной войны» между США и КНР члены Хельсинкской комиссии от обеих партий выразили обеспокоенность по поводу решения правительства Грузии передать права на разработку глубоководного порта Анаклия китайскому конгломерату, в который входят фирмы, попавшие под санкции США. Совместное заявление опубликовали председатель Хельсинкской комиссии США сенатор Роджер Уикер, сопредседатель конгрессмен Джо Уилсон, сенатор Шелдон Уайтхаус, конгрессмен Стив Коэн, конгрессмен Марк Визе и сенатор Джон Корнин.

По мнению членов Хельсинкской комиссии США, развитие и контроль над портом Анаклия окажут далеко идущее влияние как на способность Китая «продолжать кампанию экономического принуждения в Черноморском регионе», так и «на будущее Грузии как независимого демократического государства».
«Мы обеспокоены сообщениями о решении «Грузинской мечты» передать контроль над глубоководным портом Анаклиа конгломерату, поддерживаемому Коммунистической партией Китая и санкционированному США. Девелоперы, участвующие в этой сделке, в том числе China Communications Construction Company, имеют опыт использования проектов развития инфраструктуры для эксплуатации и дестабилизации принимающих стран, углубляя зависимость этих стран от Китая. Растущее присутствие Китая в Черном море в сотрудничестве с Россией делает регион менее безопасным и ограничивает свободную торговлю. Продвигая это соглашение, «Грузинская мечта» поставит под ещё большую угрозу демократический путь страны и ее способность определять свое собственное экономическое будущее. Мы призываем «Грузинскую мечту» пересмотреть это решение и справедливо и прозрачно оценить свои предложения по развитию критической инфраструктуры», — говорится в заявлении членов Хельсинкской комиссии США.
Что касается якобы «сотрудничества России и Китая», на которое делают акцент члены Хельсинской комиссии США, то последние геополитические тенденции показывают, что оно абсолютно ситуативное. Более того, в свете стремления США добиться прекращения российско-украинской войны начинает проявляться стремление Китая к тому, чтобы эта война продолжалась и дальше. Реально война в Украине приносит Китаю немалую выгоду: с одной стороны, находящаяся под санкциями РФ вынуждена продавать КНР свои ресурсы по низким ценам, а с другой стороны, боеспособность обеих сторон критически зависит от китайских поставок. Особенно это касается дронов, которые во многом сегодня определяют положение на фронте. И если учесть, что по дронам у Украины однозначно огромное преимущество перед РФ, а большинство дронов производится из китайских комплектующих, ещё неизвестно, чьим «союзником» реально является Китай.
Также не исключено, что в свете перерастания торговой войны между США и КНР в более серьезное геополитическое противостояние, США будут делать попытки «оторвать» Россию от Китая, а то и противопоставить две евразийские державы. Это ещё больше усложняет «расклады» в тех регионах, где пересекаются интересы трёх геополитических игроков, в том числе и на Южном Кавказе.
В США уже недовольны тесным сотрудничеством Грузии и Китая. Пока это недовольство высказывается на уровне отдельных конгрессменов и сенаторов, входящих в Хельсинскую группу, причем среди них и те, кто ещё недавно поддерживал антиправительственные протесты грузинской оппозиции, но вполне возможно, что скоро такое недовольство будет выражено и на уровне Госдепа США.

В итоге относительно перспектив взаимоотношений США и Грузии возникают новые вопросы. С одной стороны, в США поменялась администрация, и консервативная повестка, которую продвигает Дональд Трамп и его окружение, ближе идеологии партии «Грузинская мечта», чем либеральная повестка прежней администрации Джо Байдена. Однако, с другой стороны, тот же Джо Байден во многом закрывал глаза на экономическую активность Китая на Кавказе, с чем вряд ли будет мириться Дональд Трамп.
Понятно, что прозападная оппозиция в Грузии, и без того обвинившая «Грузинскую мечту» в «чрезмерной», по ее мнению, ориентации на Китай, сейчас будет ещё больше делать ставку на антикитайскую риторику и обещать в случае прихода к власти сворачивание инвестиционных проектов с участием Китая или замены китайских инвесторов западными (в случае с портом Анаклиа). Однако и у оппозиции здесь могут возникнуть свои проблемы.
Дело в том, что после того, как США резко подняли тарифы в отношении всех своих торговых партнёров в деле противодействия американскому протекционизму, намечается сближение между ЕС и Китаем. И получается, что хотя «по инерции» руководство ЕС продолжает выступать против нынешних грузинских властей, сотрудничество правительства «Грузинской мечты» с КНР, в особенности в том, что касается важного и для Европы Среднего коридора, начинает соответствовать вполне вероятному европейско-китайскому геополитическому сближению. Для Единой Европы становятся экономически невыгодными проблемы с функционированием Среднего коридора, проходящего через Грузию. А такие проблемы неизбежно будут, если оппозиция вновь пойдет на силовой захват власти и тем более на втягивание Грузии в конфронтацию и войну против России.
Таким образом, разгорающаяся «торговая война» между США и Китаем может, с одной стороны, резко увеличить интерес основных геополитических игроков к Грузии, а с другой стороны, усложнить и без того непростую ситуацию с масштабными инвестиционными проектами в Грузии с участием Китая, с тем же портом Анаклиа.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


