Грузия покидает ПАСЕ вслед за Азербайджаном: что стоит за этим решением? Мнение эксперта
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Media az.
После Азербайджана теперь и Грузия вынужденно отказалась от продолжения работы в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). На проходящей сейчас в Страсбурге зимней сессии была принята резолюция, в которой ПАСЕ определила «испытательный срок» для полномочий грузинской делегации, призвав Тбилиси к «освобождению политзаключенных, пересмотру спорных законов и назначению новых парламентских выборов».
Ранее четыре оппозиционные партии/коалиции, прошедшие в парламент Грузии, но обвинившие власти в фальсификациях и отказавшиеся от депутатских мест, призвали Ассамблею не подтверждать мандаты делегации страны. В ответ глава грузинской делегации Теа Цулукиани объявила, что они прекращают работу в ПАСЕ. По ее словам, условия, выдвинутые в принятой резолюции, «неприемлемы, несправедливы и необоснованны».
Напомним, что 24 января прошлого года азербайджанская делегация прекратила свое взаимодействие и присутствие в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). К сожалению, ПАСЕ используется как платформа для нападок на некоторые государства-члены. Основные принципы ПАСЕ используются определенными предвзятыми группами для продвижения своих узких интересов. Политическая коррупция, дискриминация, этническая и религиозная ненависть, двойные стандарты, высокомерие, шовинизм стали преобладающей практикой в ПАСЕ.
Как следует расценивать это решение грузинской оппозиции? И чего добьется ПАСЕ принятием своей резолюции?
Cвоими мыслями поделился с Media.Az известный грузинский политолог, директор Центра исламских исследований Кавказа, эксперт Финансового университета при правительстве Российской Федерации Шота Апхаидзе.
По его словам, принятие оппозицией подобного решения, то есть призыв к ПАСЕ не признавать полномочий парламентской делегации Грузии, нельзя назвать чем-то удивительным.
«Оппозиция – а в основном это Единое национальное движение и другие партии, отколовшиеся от данной политической структуры Саакашвили, – в принципе настроена на деструктивные действия. Исходя из этого, они давно уже осуществляют политику, которая вредит прежде всего государственным интересам. Не интересам «Грузинской мечты», прошу заметить, а общим интересам.
Я хочу подчеркнуть, что не являюсь сторонником или адвокатом ГМ. Но здесь речь не о ней. Даже если у «Грузинской мечты» есть какие-то ошибки, если она допускала определенные нарушения, это совершенно не значит, что оппозиционеры имеют право вредить общим интересам государства, гражданами которого они являются», – пояснил эксперт.
По его мнению, стоит рассмотреть один важный вопрос: что вообще для их страны значит членство в ПАСЕ?
«Грузия состоит в Совете Европы с 1999 года. А все решения этой евроструктуры не являются обязательными. То есть резолюции ПАСЕ носят только рекомендательный характер. Да, в Ассамблее много чего интересного обсуждается, в том числе региональное сотрудничество, но все-таки по своему уровню и значимости это не тот же Европейский союз, например. Вот если б Грузия стала частью ЕС, тогда у нее было бы общее правовое поле со всеми странами-членами, экономические вопросы решались бы сообща и так далее. А в ПАСЕ мы обсуждаем другого рода вопросы. То есть выход Грузии из Ассамблеи не ударит сильно по ее внутренней и внешней политике», – констатирует политолог.
Он обратил также внимание на важный аспект.
«Данным решением – а это был открытый ультиматум властям Грузии – руководство нашей страны в принципе уже в открытую пытаются принудить подчиниться чужой повестке.
То есть ПАСЕ, которая, согласно ее заявлениям, хотела бы видеть интеграцию Грузии в общеевропейскую семью, фактически сама себе противоречит. Мы наблюдаем некую провокацию: мол, если вы не будете делать то-то и то-то, мы вас исключим. Что это значит? Разве страна не может осуществлять свое суверенное право на защиту Конституции? Это ведь происходит внутри нее, и граждане Грузии принимают участие в выборах – это они голосуют, а не жители Евросоюза. Зачем же тогда спекулировать этими вопросами?
Как раз в ответ на такое отношение грузинская сторона приняла решение покинуть ПАСЕ. Я думаю, это было достаточно логичное, можно сказать, равномерное и правильное решение», – заключает Ш.Апхаидзе.
Мехти Мамедов


