Ильхам Аббасов: В Японии такие люди, как Мирали Сеидов, считаются национальным достоянием ИНТЕРВЬЮ
По данным сайта Media az, передает Icma.az.
Сегодня основоположник карате и джиу-джитсу в Азербайджане Мирали Сеидов ведет тяжелую борьбу с раком. Ранее Media.Az уже сообщала об этом. Его ученик – социолог, доктор философии и исследователь истории карате в Азербайджане Ильхам Аббасов – обратился в редакцию, чтобы подробнее рассказать о вкладе своего учителя в развитие отечественных единоборств. Тем самым он стремится поддержать мастера в непростой период и напомнить обществу о его неоценимом наследии.
Отметим, что Мирали Сеидов – глава Федерации джиу-джитсу Азербайджана, заслуженный тренер и заслуженный деятель физической культуры и спорта страны. Он является лауреатом престижной спортивной премии «Оскар» (не связанной с одноименной кинопремией), обладателем 8-го дана по джиу-джитсу и 6-го дана по каратедо.
М.Сеидов стал первым инструктором в Азербайджане, который обучал карате сотрудников Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности. Его ученики неоднократно становились призерами и чемпионами Советского Союза, а позже – Европы и мира по восточным единоборствам. Среди воспитанников мастера – спортсмены мирового уровня: Яшар Баширов (бывший президент WKF), Ульви Гулиев (президент Федерации карате Азербайджана, ФКА), Физули Мусаев (вице-президент ФКА), Рахман Гатамов (вице-президент ФКА, чемпион мира), олимпийский призер Рафаэль Агаев и многие другие.
Учениками Мирали муаллима были также Национальные герои Азербайджана – Али Мамедов, Юрий Ковалев и Ильгар Алиев. Их имена, как и имя их наставника, навсегда вписаны в историю отечественных единоборств.
– Как Мирали муаллим пришел к боевым искусствам? С чего всё началось?
– Его путь в спорт начался в 1968 году. Первым наставником 12-летнего мальчика стал Сабир Гусейнов – многократный чемпион Азербайджана по четырем видам борьбы, мастер спорта по самбо, вольной и национальной борьбе, а также чемпион СССР по боксу. Настоящий универсал, он сумел привить подростку страсть к самбо.
На тренировках рядом с будущей легендой всегда был товарищ – Анатолий Каханевич. Вместе они добывали редкие самоучители по различным видам единоборств, в том числе по джиу-джитсу, которое в СССР практически не было распространено. Книги попадались самые разные: дореволюционные, польские, английские. Рассматривая картинки и схемы, они пытались повторять движения, осваивая боевое искусство шаг за шагом.
– Как дальше развивался путь мастера?
– Мирали муаллим быстро заявил о себе: становился чемпионом и призером соревнований по самбо. В 1972 году в Баку открылась Азербайджанская федерация дзюдо, и он вошел в небольшую группу из 12-16 спортсменов, которые начали заниматься этим единоборством. Дзюдо стало новым этапом в его спортивной карьере – он выступал и побеждал.
Однако интерес к карате возник чуть раньше – в 1969 году, после статьи в журнале «Вокруг света». С этого момента началось увлечение Мирали муаллима восточными единоборствами, которое определило всю его дальнейшую жизнь.
– Как произошло его знакомство с китайскими и японскими мастерами в Баку?
– Первым иностранным наставником, которого встретил Мирали муаллим, был китайский студент. Мастер увидел его в одном из бакинских скверов , где тот отрабатывал движения, и подошел к нему с вопросами. Несмотря на слабое знание русского, китаец пытался объяснить философию и смысл упражнений.
Но настоящая судьбоносная встреча произошла в 1973 году. Тогда в Баку по распоряжению Гейдара Алиева строился завод бытовых кондиционеров, и на стройку прибыли инженеры фирмы Toshiba. Многие из них жили в гостинице рядом со спорткомплексом «Динамо».
Однажды Мирали муаллим и его друг Анатолий заметили японцев, толпившихся возле афиши соревнований по дзюдо. Они остановились, сделали поклон и объяснили, что сами идут на тренировку. Японцы откликнулись – и вскоре оказались в зале «Динамо». Двое из них были мастерами: один обладал черным поясом по карате киокушинкай, другой – 3-м даном по дзюдо кодокан.
Японцам понравились условия: просторный зал, новые татами. Они начали приходить регулярно и делиться секретами техники. Именно тогда М.Сеидов впервые серьезно освоил ката – не только поединки, но и форму, философию движения.
Позже один из японцев рассказал Масутацу Ояме, основателю киокушинкай, о молодом фанате из Баку. Когда в СССР легализовали карате (1978-1979 гг.), Мирали муаллим получил официальное приглашение на стажировку в Хомбу Додзё (Всемирная штаб-квартира айкидо в Токио). Но поездка не состоялась: государственные структуры не взяли на себя расходы.
– Почему Мирали Сеидова называют уникальным мастером?
– Он последовательно изучал разные стили карате. В советской школе Сэн'э он прошел все ступени – от белого до коричневого пояса. В 1983 году сдал экзамен на черный пояс в стиле дзесинмон, который развивался на Кубе под лозунгом «карате – оружие революции».
Несколько лет упорных тренировок – и в 1991 году он стал обладателем черного пояса по карате шотокан.
– Карате в СССР переживало циклы легализации и запретов…
– Действительно, его то разрешали, то вновь запрещали. В конце 70-х была создана комиссия, затем федерация. Ученики Мирали муаллима участвовали в соревнованиях, добивались успехов. Его воспитанник Азиз Исаханов занял второе место на чемпионате СССР в Волгограде в 1983 году.
После очередного запрета, в 1984-м, они переключились на рукопашный бой и ведомственный вид спорта – самозащиту без оружия. В Азербайджане сформировалась сильная школа, и многие ее мастера были учениками М.Сеидова.
После того как карате вновь легализовали в 1989-м, в 1991 году прошел единственный чемпионат СССР по линии федераций. Ученик Мирали муаллима, Мехти Гасанов, стал чемпионом, несмотря на службу в Карабахе. Среди его воспитанников мастера были и Национальные герои, погибшие в боях за целостность Азербайджана.
Фото: Мирали Сеидов, начало 1980-х гг.
– Расскажите подробнее о его учениках и их достижениях.
– Ученики Мирали муаллима оставили яркий след в истории единоборств. Так, Фархад Алескеров – кандидат в мастера спорта по карате, стал основателем айкидо в Азербайджане. В 1991 году он вместе с Мирали муаллимом участвовал в семинаре японского мастера в Ленинграде.
Фото: Международный семинар по айкидо в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), 1991 год.
Среди воспитанников М.Сеидова были чемпионы мира по стилю шотокан, чемпионы СССР по карате и рукопашному бою: Физули Мусаев, Яшар Баширов (нынешний тренер Рафаэля Агаева, которого называют «бриллиантом мирового карате»).
Некоторые ученики мастера продолжили путь за границей. Один из них переехал в Канаду и возглавил местную федерацию. Другой – в Германию, где, начав с белого пояса, быстро удивил местных мастеров знаниями, полученными в Баку. Его опыт позволил войти в техническую комиссию федерации.
Отдельно хотелось бы вспомнить учеников М.Сеидова, ставших шехидами, – Шахина Абдуллаева и Вячеслава Тарусева. Оба были мастерами спорта, чемпионами республики и погибли в ходе Первой Карабахской войны.
Мирали муаллим возглавляет целую плеяду известных отечественных тренеров, среди которых можно отметить Октая Мамедова и Владимира Харитонова.
– А как произошла ваша первая встреча с мастером?
– Впервые я встретил его осенью 1989 года. Только переехал в Баку и искал, где можно тренироваться. Тогда это был настоящий бум: во время перестройки карате, запрещенное с 1984 года, снова стало легальным. В «Динамо» уже официально проводились тренировки, но они предназначались для детей сотрудников правоохранительных органов. Мирали муаллим все же проверил мою физическую форму – как я отжимаюсь на кулаках, держусь – и дал надежду. Он посоветовал мне не отчаиваться и прийти в следующем году.
Однако я продолжил искать секции и нашел киокушинкай, начав заниматься там. В начале 90-х появилась Федерация контактного карате, куда вошли разные стили, в том числе шотокан, который представлял Мирали муаллим. Это было непростое время: Карабахская война, тяжелая ситуация в стране. Но М.Сеидов уже тогда был признанным специалистом, обладателем черного пояса по кубинскому стилю дзесинмон и одного из первых данов по шотокану.
В 1992 году, когда я еще учился в школе, мой инструктор уехал и посоветовал идти к Мирали муаллиму в «Динамо». Летом я пошел туда на тренировку: в зале было немного людей, в первом ряду стояли ребята с зелеными и коричневыми поясами. Я спросил у мастера: «Помните, вы меня не взяли?» Он улыбнулся: «Есть форма? Ну, становись в строй». Сначала я оказался в конце, среди новичков. Но во время тренировки Мирали муаллим дважды прошел мимо, поправил технику, а потом взял меня за руку и поставил в первый ряд, убрав кого-то с зеленым поясом. Так я оказался среди его учеников.
После тренировки был спарринг – я выдержал. С этого момента начались мои занятия у него. Мирали муаллим оказался удивительно интеллигентным и доброжелательным человеком. При колоссальном спортивном и боевом опыте он сохранял потрясающую человечность. Его эрудиция поражала: он знал всё – и в борцовской технике, и в ударной, и в их комбинациях.
– Помимо тренировок вас также объединила просветительская деятельность. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Мирали муаллим был основателем журналов «Ки» и «Сенсей», где публиковались материалы по истории единоборств и новости спортивного мира. В 2000 году он поручил мне сделать интервью с мастерами и ветеранами советского и азербайджанского карате – Сулейманом Мамедовым, Талыбом Берзигияровым, Азадом Кязимовым, Юрием Мустафаевым. Я записывал их рассказы, печатал и передавал ему.
В Японии такие люди, как Мирали муаллим, считаются национальным достоянием. У нас их единицы. Я знаю многих тренеров восточных единоборств, но такого эрудита – и в самбо, и в дзюдо, и в карате, и в джиу-джитсу – не встречал.
Более подробно о нем рассказано в книге воспоминаний мастера единоборств Джахангира Шахмурадова – непосредственного участника зарождения и становления карате в бывшем СССР. Я также принимал участие в работе над ней и выступил ее редактором. Кстати, это издание скоро выйдет в свет.
Сегодня Мирали муаллим продолжает борьбу – уже не на татами, а за жизнь. И в этой борьбе он остается тем же мастером, каким его знают ученики: стойким, собранным и внутренне сильным. Его школа давно вышла за пределы спортивных залов, превратившись в часть истории азербайджанских единоборств. Потому что наследие Мирали Сеидова – это не только пояса и медали, но прежде всего люди, которых он воспитал.
Наталья Гулиева
Другие новости на эту тему:
Просмотров:66
Эта новость заархивирована с источника 13 Января 2026 19:18 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















