Как нам перевооружить Европу , а главное для чего? Minval Politika
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Minval.
Боссы Евросоюза уже ответили на первую часть вопроса, однако не уточнив, насколько реален (или ложен) их проект. Что же касается – для чего? — то тут уже вырисовывается сумма причин соответствующего поползновения, довольно далеких от того, что на самом деле жизненно необходимо населению Европы.
ЕС готовит масштабный план по перевооружению Европы до 2030 года. Минимальный ключевой момент в нем – создание совместных программ по производству дронов, систем противовоздушной обороны и усилению военной координации между государствами-членами Евросоюза. Официально, Европа готовится к отражению вооруженного конфликта с Россией, но вопрос в том, кто выступит инициатором такого конфликта – Москва или Брюссель.
Заметим, что украинская война достаточно сильно ослабила Россию, и утверждать, что она – даже через четыре года – захочет, рискнет и сможет воевать с государствами Евросоюза, являющимися также членами НАТО, видится, по меньшей мере, наивным. Но тогда, будучи чуть менее наивными: почему бы не рассматривать возможность нападения ЕС на Россию, которое, в коллективном порядке, тоже видится маловероятным, поскольку далеко не все государства Европейского союза пожелают воевать с РФ – одной из ведущих ядерных держав мира. В таком случае, центробежные силы в ЕС «добегут» до финишной прямой, то есть развалят союз, трещина в единстве которого уже появилась, и отнюдь не поверхностная.
Имея в виду ситуацию в Евросоюзе — сумеет ли Брюссель мобилизовать на программу перевооружения Европы 800 млрд евро к 2029 году, ведь именно в такую сумму оценивается вышеуказанный проект, в то время как на государствах ЕС, являющихся членами НАТО, лежит еще и бремя выплат в бюджет альянса порядка 5% от ВВП при том, что не все они могут дотянуть хотя бы до 2-2,5%. А тут придется, по проекту Брюсселя, в разы увеличивать расходы на вооружение Евросоюза за счет значительного сокращения средств на социальные проекты в условиях сложной экономической ситуация едва ли не во всех государствах ЕС.
Ведь, к примеру, во Франции дело дошло до замены пяти премьеров за два года на фоне беспорядков, вызванных именно тем, что деньги на наращивание финансирования оборонных проектов гребут из бюджета страны, который и без того трещит по швам, за счет социальных программ и даже отмены праздничных дней под слоганом правительства – «Французы должны больше работать». А параллельно усиливаются оппозиционные властям партии с большой вероятностью победы их кандидата на президентских выборах 2027 года.
Так какие шансы у Европы осуществить грандиозный проект по перевооружению, когда даже инициированный тремя государствами Балтии, Польшей и Финляндией, находящихся в непосредственной близости к России, план создания в Европе «стены дронов» не состоялся, поскольку не все страны ЕС согласились на его реализацию.
По данным из открытых источников, часть государств Западной и Южной Европы сочли проект эгоистичным – дескать, отчего они должны вкладываться в безопасность восточных границ ЕС, если утверждается, что Россия будет «уничтожать всю Европу». И, кстати, глава МИД Польши Радослав Сикорский призвал готовиться к российским ударам вглубь континента.
Но тогда возникает вопрос: если каждое государство ЕС не позаботится о собственной защите, то что ж тогда – стрелять по российским истребителям из рогаток?
И тут появляется следующее подозрение: если целью перевооружения Европы является и вытеснение США с европейского рынка вооружений, что, собственно, не скрывается и даже пропагандируется, то кто является самым крупным производителем вооружений и выгодополучателем в ЕС, и какая из его стран громче всех трубит о российской угрозе, а также претендует на тотальный экспорт своего вооружения в европейские же страны?
Самой крупной экономикой ЕС сегодня является Германия, а производителем вооружения – Франция. Если говорить о первой, она явно блефует, поскольку начать Третью мировую войну с Россией – напомним, крупной ядерной державой — у нее, при всем желании, нет возможности. Соответственно, все логики Германии рушатся, что, скорее всего, означает: продвижение идеи перевооружения – «здесь и сейчас», переход к военной экономике призваны отвлечь немцев от имеющихся в стране проблем и недовольства правящей силой.
Такую логику мотивации Берлина можно, конечно, отнести на счет досужей болтовни, если не брать во внимание, что канцлер ФРГ Фридрих Мерц лоббирует восстановление в Европе (как минимум – в Германии) обязательной воинской повинности (призыв в армию). Чехия, кстати, уже заявила, что не планирует вводить обязательный призыв. И, если верить опросу общественного мнения, почти 65% молодого населения (от 18 до 29 лет) Германии выступает против воинской повинности.
Подчеркнем также, что на почве призыва произошел раскол внутри правящей коалиции Германии: ХДС и ХСС – «за» инициативу Мерца, но против нее Социал-демократическая партия и «зеленые». Так что если призыв, все же, станет обязательным в Германии, то автоматически он вызовет отток из страны рабочей силы и мозгов, причем – молодых. Но если ФРГ превратится в строго военизированное государство (уж не в жандарма ли Европы?), то им/ею будет легче управлять (известны, однако, в истории печальные результаты такого начинания).
Далее. Вопрос денег – больших. Кто более других заработает на реализации масштабных оборонных проектов и централизованном планировании закупок? Очевидно, что Франция и в меньшей степени Германия – если, конечно, для начала они сумеют довести до ума совместный проект производства танков Main Ground Combat System (MGCS) и истребителей Future Combat Air System (FCAS) – как ключевых звеньев европейской обороны. Заметим – экспортной в европейские же страны: это один из путей сколотить большие деньги и оставить с носом США, что в масштабах всей Европы видится затеей провальной.
А пока Франция в рамках перевооружения Европы подписала соглашение с Испанией о досрочной закупке Airbus A400M — четырехмоторных турбовинтовых военно-транспортных самолетов, — обеспечив, таким образом, их производство в Пятой республике до 2029 года.
Параллельно ракетный концерн MBDA заключил соглашения с вооруженными силами Эстонии и Дании на сумму около 600 млн евро. И производитель боеприпасов Eurenco не скрывает, что его доходы растут — благодаря международной напряженности, включая конфликт в Украине. К 2030 году компания планирует втрое расширить мощности, в том числе, за счет выполнения оборонных заказов судостроительной корпорации Naval Group (контролируется Францией).
Портфель заказов компании превышает 23 млрд евро (включая строительство атомного авианосца PA-NG и подводных лодок класса «Барракуда» для Нидерландов). И это далеко не полный перечень лихорадочного пополнения Францией заказов по перевооружению Европы. По мнению экспертов, Париж сорвет на этом деле куш (к 2030 году) почти в 17 млрд евро, не говоря уже о бронетранспортерах «Ягуар», пушках CAESAR – их крупнейшим покупателем считается Бельгия.
Но: в Европе сталкиваются три «фланга» — считающих надуманной военную угрозу со стороны России; утверждающих, что Россия стоит на пороге войны со всей Европой по собственной же инициативе; и тех, кто полагает, что Европа сама готовится к нападению на Россию.
А поскольку единого мнения в ЕС – нет, то и мега-план по его перевооружению стоимостью 800 млрд евро в течение четырех лет, вполне может сорваться. И тогда все вернется на круги своя: часть государств Евросоюза, по мере нужд и возможностей, будет закупать до 70% своего вооружения у США. Причем, не без соображений отстаивания перед Брюсселем собственных суверенных позиций и права выбора. Кто выиграет от такого развития событий? США, что видится (в зависимости от угла зрения) «крамольным», однако логичным и закономерным.
Подчеркнем, что на фоне усиленной и навязываемой милитаризации, за которой не в состоянии поспеть все государства ЕС, в том числе, не считающие ее оправданной, рождаются антивоенные движения. В Европе они пока слабые, но угроза войны и разорительный план по непомерно дорогому, а то и бессмысленному насильственному перевооружению Европы, способны их усилить. Пока дело ограничилось весенней антивоенной манифестацией в Риме с участием более 100 тыс. человек. Антивоенные группы традиционно есть и в Испании. А на днях в Вене состоялась демонстрация против милитаризации Евросоюза и конфликта с Россией.
Организаторы акции протеста заявили, что ориентированный на войну курс ЕС приводит к огромным тратам на перевооружение, и это ложится бременем на отстаивание мира, предоставление государством социальных гарантий и рост благосостояния. «Правительство Австрии стремится в военный альянс НАТО, действуя против закрепленного в конституции нейтралитета и воли жителей страны, желающих мира», — сказано в обращении организаторов акции.
Подчеркивается также, что демонстрация проводится в поддержку практической реализации австрийского принципа нейтралитета в международных делах; против 800-миллиардного плана перевооружения ЕС; транспортировки вооружений через территорию страны и «фактического негласного вступления Австрии в НАТО». На акции прозвучали лозунги «Нет — НАТО!», «Нет — войне с Россией!», «Европа должна быть мирной!»
По сути, законный запрос населения континента сформулирован и противопоставлен боссам Евросоюза. Которые, заметим, к «сакральному» 2030 году еще могут смениться на выборах в Европарламент, запланированных на 2029 год, поскольку Европа стремительно «правеет».
Неизвестно, однако, поспешат ли в таких условиях с нагнетанием военных настроений (действий?) их сторонники в Европе на фоне, к тому же, практически непрогнозируемого развития ситуации, связанной с российско-украинским вооруженным конфликтом и сомнительной жизнеспособностью плана по перевооружению ЕС в сжатые сроки.


