Кинг Конго Размышления Эмина Галалы
А вы знали, что «Конгов» два? Не «кингов», а стран! То есть две. Соседние. И если просто Республика Конго (Браззавиль), президент которой Сассу Нгессо, к скрытому неудовольствию некоторых товарищей (не будем говорить, кто это был, но это был официальный Париж), дважды посетил Баку в прошлом году: и с двухсторонним визитом, и для участия в СОР, с непростой ношей обеспечения функционирования государственных институтов худо-бедно справляется, то у тезок дела обстоят не очень.
Тезка – это тоже Конго, но демократическое. Не знаю, насколько связан имеющий там место быть хаос с задекларированной в названии демократией (или ее отсутствием), но дела у Киншасы – а именно так называется столица Демократической Республики Конго (ДРК) – не очень. Или даже «очень не». Войска Руанды уверенно и успешно действуют в ДРК, хотя признавать это не спешат – видимо, скромность не позволяет. Если верить руандийцам, они ни при чем, и боевые действия ведут повстанцы из М23. Но при всем уважении к Кигали, я бы не торопился им верить в данном конкретном случае.
А что за М23, осведомится читатель? Это «Марш 23 марта», военная группировка, базирующаяся в Конго и состоящая из представителей народа тутси. Что-то знакомое, не правда ли? Да, именно они, те самые тутси, которых в 1994 беспощадно истребляли в Руанде. Было убито до 1100000 человек, то есть до 20 процентов населения. Убивали их хуту. Тяжкая история планомерного истребления более чем миллиона человек, причем преимущественно холодным оружием. Мачете, используемые в обычное время для вырубания кустарника, стали символом зверств, а «Радио тысячи холмов», призывавшее к истреблению «тараканов», как презрительно называли тутси их враги хуту, по сей день считается образцом генератора ненависти посредством СМИ.
Конфликт уходит в еще более далекое прошлое, но суть ясна: войска под командованием нынешнего главы Руанды Пола Кагаме, который нанес поражение опьяневшим от пролитой крови представителям хуту, при поддержке действовавших тогда с территории ДРК вооруженных группировок тутси, наведались в то, что на том этапе называлось Конго Заиром. Правил им некий Мобуту Сесе Секо. Стремный был товарищ, любил расстреливать студенческие демонстрации, но «песня вовсе не о нем».
Я думаю, здесь самое время тормознуть, потому как дебри африканской политики настолько запутаны, что здесь сам черт ногу сломит. И, возможно, даже уже ее (ногу) повредил.
Теперь к «кингу» Конго. Феликс Чисекеди, который руководит ДРК, пришел к власти, угрожая войной Руанде в связи с постоянными конфликтами на границе двух стран. Войну он получил, только вот результат совсем не такой, на который рассчитывал хозяин Киншасы. В руках М23 один из крупнейших городов страны Гома, наступательный потенциал эта группировка и сотоварищи сохранила и, несмотря на перемирие, плотоядно взирает на столицу Киншасу.
Однако фишка в другом, и узнать о ней можно только от людей, с реалиями этого региона Африки знакомых не понаслышке. Президент ДРК, судя по всему, попросту швырнул коллег — президентов Уганды и Кении, плюс того самого руандийского Кагаме. Для несведущих поясню, что под руководством Кагаме Руанда из обители печали и пристани безнадеги превратилась в одно из мощнейших государств Африки с широкими международными связями, в том числе и с Турцией. Так вот, при урегулировании предпоследней вспышки насилия глава ДРК взял на себя определенные обязательства, выполнение которых счел необязательным. Африка, конечно, не Германия и не Япония, и болезненной аккуратностью и дисциплиной континент никогда не славился. Но определенные вопросы здесь очень даже контролируют и никогда не забывают.
Происходящее в регионе уже обернулось хаосом для миллионов людей, и их число только растет. Добавьте к этому индифферентность США и инертность растерянной Европы, заправьте соус резким ростом безработицы, и перед нами сценарий трагитриллера «Кинг Конго не возвращается», грозящего хаосом территории компактного проживания нескольких десятков миллионов людей.
Кстати, говорят, скоро выходит новый «Кинг Конг и Годзилла». Интересно, кто будет в роли японской страшилки? С Кинг-Конгом вроде пока ясно.