Китайский раунд большой дипломатии. Азербайджан играет на опережение Minval Politika
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Minval.
Театр, как известно, начинается с вешалки. Визит – со встречи в аэропорту. Где даже самые мелкие детали протокола несут глубочайший смысл и информацию к размышлению. В полной мере это проявилось во время визита президента Азербайджана Алиева в Китай. Особенно в сравнении с куда более скромной церемонией встречи других политиков – любителей «надувать щеки» и подчёркивать свой статус сверхдержавы.
Глава Азербайджанской Республики посещал Китай с визитом совсем недавно. Тогда был подписан целый ряд важных документов. Но за то время, которое прошло между визитами, изменилось многое. И прежде всего – переговоры в Вашингтоне. Азербайджану – назовём вещи своими именами – удалось «продавить» решающее продвижение мирного процесса с Арменией по своему сценарию. А ещё – серьёзно продвинуть отношения с США.
Здесь, безусловно, необходимо провести «красные линии». По поводу «сложностей» во взаимоотношениях Вашингтона и Пекина не высказался только ленивый. Это и «война пошлин», и вопрос сепаратистского Тайваня, и многое другое. Но одной из главных выигрышных черт внешней политики Азербайджана под руководством президента Ильхама Алиева всегда было умение находить баланс и выстраивать действительно многовекторную дипломатию – без «дружбы против», без попыток вступать в коалицию с одними против других, находить баланс интересов. Что и проявляется сегодня, когда отношения с Китаем выходят на стратегический уровень. Именно поэтому переговоры в Вашингтоне и продвижение мирного процесса между Баку и Ереваном обсуждались на переговорах президента Алиева и председателя Си. Политическая стабильность и безопасность в современном мире дорогого стоит. Азербайджан эту задачу блестяще решил. И теперь выводит свою внешнюю политику на новый уровень, где китайское направление играет особую роль.
Сегодня не только Азербайджан выбирает «китайский вектор» в качестве важного направления своей внешней политики. Но примечательно, насколько высок интерес Китая к Азербайджану. Наша страна для Поднебесной – важное звено логистического коридора, привлекательное и перспективное инвестиционное поле. Серия встреч президента Азербайджана Ильхама Алиева с главами китайских компаний не оставляет на этот счёт сомнений. Логистические возможности нашей страны существенно расширятся после долгожданного открытия Зангезурского коридора, и то, что происходит это под эгидой США, Поднебесную от его использования уж точно не остановит. В Китае не любят играть на обострение. Здесь предпочитают «мягкую силу». А она у Пекина есть.
Сегодня одним из таких инструментов глобальной китайской политики является Шанхайская организация сотрудничества. Та самая, где Азербайджан сделал заявку на полноценное членство, и Китай эту заявку поддержал. ШОС для нашей страны – важная и перспективная площадка по многим аспектам. Во-первых, это один из политических элементов набирающего мощь Китая. Во-вторых, в состав этой организации входят многие партнёры Азербайджана по линии Организации тюркских государств. В-третьих, нет сомнений, что роль Китая в мировой политике будет только возрастать. Неудивительно, что Азербайджан не просто учитывает новые тренды. Наша страна играет на опережение.
Здесь, возможно, нелишне обратиться к событиям, прошедшим ещё до 44-дневной Отечественной войны, тем самым, которые вошли в историю под красивым названием «инфраструктурная революция». Украинская война ещё не началась и даже не прогнозировалась. «Традиционные» транспортные пути через Россию и Украину работали с полной нагрузкой. Но в такой ситуации Азербайджан уже начал свою работу по возрождению исторического Шёлкового пути. Модернизация железных и шоссейных дорог, строительство магистрали Баку – Тбилиси – Карс, новый торговый порт и паромная переправа на Каспии, судостроительный завод, где можно спускать на воду и танкеры, и сухогрузы, и паромы – вся эта работа была проделана в рекордные сроки и – назовём вещи своими именами – с фантастической дальновидностью. Сегодня логистическое сотрудничество уже обсуждают президент Алиев и председатель Си. В нынешней ситуации, на фоне украинской войны, санкций и других геополитических проблем, логистические коридоры, проходящие через Азербайджан, играют ключевую роль.
И, наконец, ещё одно немаловажное обстоятельство. Нынешний расширенный саммит ШОС проходит в Китае на фоне юбилейных торжеств – здесь отмечают восьмидесятилетие окончания Второй мировой войны, проводят свой парад Победы.
Иногда жизнь и политическая хроника подкидывают такие символы, что остаётся только удивляться. На пространстве бывшего СССР, ну, может, за вычетом стран Балтии, принято считать, что «большая война» началась 22 июня 1941 г., с нападения гитлеровской Германии на СССР, а закончилась 9 мая 1945 г. капитуляцией той же Германии. В странах Европы помнят, что началась война вообще-то двумя годами ранее – 1 сентября 1939 г., нападением гитлеровской Германии на Польшу. Плюс у многих стран в исторической памяти свои даты гитлеровского вторжения. Но этот этап немецкого «блицкрига» в Европе и советской популярной исторической хронологии просто вымарали. Не то чтобы он был засекречен – его просто отодвинули на второй план.
Ещё меньше повезло боевым действиям на Дальнем Востоке, где уже основным актором была не Германия, а Япония. Та самая Япония, которая начала войну с Китаем в 1937 году – за два года до нападения Германии на Польшу. А закончилась Вторая мировая война на Тихом океане только в сентябре 1945 г. капитуляцией Японии, подписанной на американском линкоре «Миссури». Впрочем, термин «евроцентризм» явно придумали не зря, и то, что происходило в Азии, интересовало широкую публику куда меньше, чем события в Европе. Исключение составляли разве что США, которые как раз и вели активные боевые действия на Тихом океане.
Это лишь одно из проявлений «евровысокомерия» в отношении стран Востока, в том числе Китая. Того самого Китая, чьё «экономическое чудо» для многих оказалось полным шоком: как? Как эта страна, где ещё недавно не могли просто накормить всех своих граждан, удивила весь мир рекордными темпами экономического роста, технологическим прорывом и возросшей ролью в мировой системе разделения труда?
А сегодня дан старт уже другому процессу. Свою возросшую роль в экономике Китай конвертирует в большую политику. Нет, здесь не продвигают концепцию «китайского мира». Китай действует умнее и тоньше – и это главный секрет его привлекательности. Что, похоже, опять оказалось полной неожиданностью для многих – но не для Азербайджана. Где умеют играть на опережение.


