Критическая зависимость Евросоюза от Азербайджана горячая тема
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Haqqin.
На фоне распада трансатлантического альянса и торгового противостояния с США Европейский союз стремится укрепить свою геополитическую значимость. Это выражается в росте его военных расходов, углублении связей с Азией и активизации диалога с Китаем.
Особое внимание Брюссель уделяет Средней Азии — региону, играющему ключевую роль в обеспечении доступа к природным ресурсам и альтернативным маршрутам торговли. В начале апреля в Самарканде прошёл исторический саммит ЕС и стран Центральной Азии, на котором стороны подписали декларацию о стратегическом партнёрстве и озвучили планы инвестировать 12 миллиардов евро в развитие инфраструктуры, добычу сырья и реализацию Срединного коридора — маршрута из Азии в Европу через Каспий и Южный Кавказ.
Однако сразу после саммита аналитики задались главным вопросом: каким образом Европа собирается получать доступ к природным ресурсам региона? Есть только два возможных маршрута — через Россию и через Азербайджан. Первый вариант Брюссель отвергает по политическим соображениям, что делает второй, то есть, Срединный коридор, безальтернативным.
В начале апреля в Самарканде прошёл исторический саммит ЕС и стран Центральной Азии, на котором стороны подписали декларацию о стратегическом партнёрстве и озвучили планы инвестировать 12 миллиардов евро в развитие инфраструктуры
Таким образом, Азербайджан становится ключевым звеном в амбициях ЕС по диверсификации поставок энергоресурсов и критически важных минералов. Это требует от Брюсселя не только политического диалога, но и масштабных инвестиций в транспортную и энергетическую инфраструктуру республики.
Центральноазиатские энергоресурсы рассматриваются, как альтернатива российским. Однако их доставка в обход России ограничена слаборазвитой инфраструктурой и географическими реалиями. Как отмечает издание Eurasianet.org, маловероятно, что поставки природного газа из региона смогут достичь Европы в значимых объёмах в обход российских маршрутов.
Северный коридор — самый дешевый и логистически налаженный путь — проходит через Россию. Южный, проходящий через находящийся под санкциями Иран, также вызывает сомнения. Поэтому ЕС делает ставку на Срединный коридор, в который уже инвестировано 3 миллиарда евро из заявленных двенадцати. Ранее были обещаны ещё 10 миллиардов евро на удвоение скорости транзита — с тридцати дней до пятнадцати.
Тем не менее, коридор нуждается в модернизации автомобильных и железнодорожных путей, а также портов. Особенно, в казахстанском Актау.
Таким образом, Азербайджан становится ключевым звеном в амбициях ЕС по диверсификации поставок энергоресурсов и критически важных минералов
По мнению британского эксперта Алии Цхай, хотя саммит в Самарканде стал шагом вперёд, выделенные средства выглядят более чем скромно: на один только Срединный коридор, по мнению аналитика, требуется минимум 18,5 миллиарда евро.
Скептически настроены и в издании Atlantic Council, по мнению которого низкий экспортный потенциал, высокие транзитные издержки и политические риски делают на данном этапе Центральную Азию малопривлекательным для частных инвесторов регионом.
Азербайджан же уже зарекомендовал себя, как надёжный партнёр. Ежегодно по Южному газовому коридору в Европу поставляется свыше 12 миллиардов кубометров газа. Баку готов удвоить объёмы, но для этого необходимы инвестиции в расширение транспортной сети и освоение новых месторождений.
Однако ЕС, придерживаясь курса на зелёную энергетику, отказывается финансировать проекты, связанные с ископаемыми ресурсами, что ставит Брюссель перед дилеммой: как получать азербайджанский газ, не инвестируя в его добычу и транспортировку?
Теоретически, Туркменистан — пятая в мире страна по запасам природного газа — мог бы усилить экспорт, но без строительства Транскаспийского газопровода это невозможно. А реализация этого проекта без согласия всех прикаспийских государств представляется маловероятной.
«Позволит ли Россия выйти туркменскому газу на европейский рынок через Каспий? – задает вопросом Цхай и отвечает. - Скорее всего, нет».
В более выгодном положении нефть из Казахстана. Сейчас эта страна обеспечивает 13 процентов европейского импорта нефти, 80 процентов которого транспортируется через Россию. Евросоюз стремится изменить маршрут, развивая экспорт через Каспийское море и Южный Кавказ. Президент Казахстана Токаев заявил о приоритетности альтернативных путей, в том числе, по Срединному коридору. И хотя на данный момент объёмы ограничены, у этого маршрута есть значительный потенциал.
Хотя саммит в Самарканде стал шагом вперёд, выделенные средства выглядят более чем скромно: на один только Срединный коридор, по мнению аналитика, требуется минимум 18,5 миллиарда евро
Главным интересом Европы остаются критически важные минералы, необходимые для энергетического перехода. Центральная Азия обладает крупными запасами редкоземельных металлов. В частности, Казахстан владеет залежами лития, меди, свинца, неодима и церия. Узбекистан выделил 2,6 миллиарда долларов на развитие отрасли, в этом же направлении активизировались Кыргызстан и Таджикистан.
Не так давно ЕС объявил о выделении 2,5 миллиарда евро на поддержку в странах Центральной Азии разведки, переработки и юридического сопровождения добычи редкоземельных элементов. Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европа поможет создать в регионе местные производственные мощности. Особое внимание было привлечено к заявленному открытию месторождения редкоземельных металлов под Карагандой — по предварительным оценкам, его запасы могут составить 20 миллионов тонн.
В то же время следует учесть, что реализация инфраструктурных проектов займёт годы. По оценке Цхай, Центральной Азии потребуется не меньше двадцати лет, чтобы стать для Европы ключевым поставщиком. Однако, чтобы воспользоваться этим потенциалом в будущем, ЕС необходимо действовать уже сегодня, создавая правовую базу, упрощая транзит и стимулируя геологоразведку.
Как подчеркивают эксперты, частный бизнес подключится, когда будут устранены все риски и неопределённость. Именно на это, похоже, и рассчитывает официальный Брюссель, сообщивший, что в июне в Узбекистане пройдёт Европейский инвестиционный форум.


