Крушение самолета AZAL: гробовая тишина Москвы вместо справедливости Ишмухамедов и Осинчук на
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Сколько ещё можно молчать? Почему Москва до сих пор не наказала виновных за атаку на пассажирский самолет AZAL? Почему гибель десятков человек остаётся безнаказанной? Азербайджан вправе требовать ответов — и мир обязан их услышать.
С момента катастрофы пассажирского самолёта Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавшего рейсом Баку — Грозный и потерпевшего крушение у берегов Актау, прошло достаточно времени, чтобы, наконец, увидеть конкретные шаги российской стороны в расследовании происшедшего. Однако всё, что было сделано, — это лишь извинения президента России.
Трагедия, унёсшая жизни 38 человек, стала не только человеческой драмой, но и серьёзным вызовом межгосударственным отношениям. Почему Москва бездействует и насколько такая позиция подрывает двусторонние отношения Азербайджана и России? Зарубежные политологи поделились своим мнением с Caliber.Az.

Казахстанский политолог Шарип Ишмухамедов отметил в первую очередь, что его глубоко задела трагедия с пассажирским рейсом AZAL.
«Сегодня уже май 2025 года, но для меня лично время замерло на дате 25 декабря. Я переживаю этот день уже 180 раз. Трагедия не завершилась. Она не утихла в сознании, её детонация продолжается», — подчеркнул Ишмухамедов.
Атака самолёта российским зенитно-ракетным комплексом «Панцирь-С» вызвала критические повреждения фюзеляжа, систем управления и, как следствие, привела к катастрофе, в которой 38 человек погибли.

«Я сознательно не включаю в эти цифры ещё тех, кто пострадал морально, психологически — и в Азербайджане, и в Казахстане, и в других братских странах. Мы все видим эту несправедливость, она вызывает у нас боль, гнев и ощущение исторического повторения», — заявил политолог.
Проводя параллели с историей Азербайджана, он напомнил о событиях, имеющих схожий характер: «Чёрный январь 1990 года, трагедия в Ходжалы в 1992 году, внешнее давление в 2020 году — это всё звенья одной цепи. Москва никогда не относилась к Азербайджану как к равному. Имперская логика сохраняется. Она была при СССР, осталась в 90-х и продолжается сейчас».
По мнению Ишмухамедова, трагедия с самолетом — это не только национальная катастрофа, но и серьёзное испытание для азербайджанской государственности: «Это, как бы страшно ни звучало, тест. Тест для народа, для будущего страны. Что будет дальше? Забыть? Простить? Отложить в ящик? Или добиваться правды, наказания виновных, требовать официальных извинений?»
Он выразил уверенность, что правда должна быть установлена.
«Кто действовал? Почему? По чьему приказу? Всё это зафиксировано. У военных всё задокументировано. Азербайджан имеет полное право требовать рассекречивания этих данных и привлечения виновных к ответственности. Азербайджан — независимое государство. Ему не нужна опека. У него есть своё мнение, своя позиция и право защищать интересы своего народа и своего государства.
Москва должна это понять. Мир должен это признать. Я желаю народу Азербайджана, его руководству, его армии — терпения, выдержки, мудрости. Укрепляйте свой суверенитет. Боритесь за справедливость. Верю, что мы дождёмся дня, когда справедливость восторжествует. Это будет день истины и достоинства», — подчеркнул Ш. Ишмухамедов.

По мнению белорусского эксперта-международника Борислава Осинчука, прискорбно, что Москва так и не прислушалась к обращениям Баку. Возникает ощущение, что в российской политической элите параллельно работают две группы: одна выступает за диалог с Баку, другая целенаправленно провоцирует разрыв отношений.
«Двусторонние отношения еще больше остыли после того, как Азербайджан остановил деятельность «Русского дома» в центре столицы. Вопросов по целям и задачам этой организации в Баку накопилось за последнее время немало. Просто, очевидно, что Баку давал Москве время на раздумье и не желал обострения ситуации. Однако в Кремле этого благородного жеста не оценили, притворившись слепыми и глухими», — заметил он.
Притом, по его словам, такая обстановка создавалась явно под влиянием группы лиц, не заинтересованных в улучшении отношений с Азербайджаном. Потому что тогда совершенно непонятно, почему и зачем в первой половине 2025 года состоялся визит в Баку таких политиков, как Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Ведь вполне было очевидно, что приезжали они не из праздного любопытства, а для того, чтобы наладить отношения между сторонами.
«Получается, зря все они приезжали, если Москва так и не отреагировала на запросы Баку и не стала заниматься расследованием, наказывать виновных и делать другие шаги навстречу. Таким образом сложилась какая-то абсурдная ситуация — Москве не хватило политической воли, чтобы вернуть отношения с Баку на былой уровень», — полагает политолог.

Остаётся версия о двух различных группах в российских верхах, работающих против друг друга, как считает политолог, и она может объяснить всю абсурдность сложившейся ситуации. Ведь вполне очевидно — России сейчас крайне невыгодно ссориться с Азербайджаном. Кризис отношений между сторонами может оставить Россию вообще без каких-либо возможностей присутствовать на Южном Кавказе в качестве какой-то политической величины.
«Ереван и Грузия свели свои отношения с Россией на формальный уровень, и только Азербайджан, подписавший декларацию о союзническом взаимодействии, стремился к налаживанию связей с Россией, тесному экономическому партнёрству, всячески поощрял развитие русского языка в стране, культурных контактов между Баку и Москвой.
И сейчас всё это может быть сведено на нет только потому, что некие силы в Кремле намерены покрывать виновников этой чудовищной трагедии», — резюмировал Б. Осинчук.


