Лаборатория ненависти Армения как полигон для военной машины Запада
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az.
В течение первых месяцев 2025 года Армения продолжает демонстрировать последовательный курс на углубление отношений с Западом, особенно в сферах безопасности и обороны. На фоне охлаждения с традиционным союзником — Россией — Ереван всё активнее вовлекается в европейские и американские оборонные инициативы, что подтверждается не только заявлениями официальных лиц, но и конкретными шагами по линии военного взаимодействия.
24 марта в парламенте Армении обсуждался законопроект о начале процесса вступления в Европейский союз. Несмотря на скепсис экспертов относительно реальности такого вступления в обозримом будущем, сам факт вынесения подобной инициативы на парламентскую площадку является сигналом. Заместитель министра иностранных дел Паруйр Ованнисян, недавно назначенный постоянным представителем Армении при ООН, сообщил о добавлении новой главы в законопроект — по вопросам обороны и безопасности. Ованнисян также воодушевленно сообщил, что в повестку текущих обсуждений Армении и ЕС входит Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении с ЕС (CEPA). Армянский дипломат добавил, что в оборонной сфере уже есть вполне конкретная, ощутимая программа. Соглашение по этой программе готово и будет подписано в ближайшее время. Это, по словам Ованнисяна, касается и миссий, действующих в рамках общей политики безопасности и обороны ЕС, что позволит использовать Европейский фонд мира. Напомним, что трехсторонняя встреча в Брюсселе США – ЕС – Армения, состоявшаяся 5 апреля прошлого года, также содержала в себе пункты вооружения Армении, в том числе и посредством указанного выше Европейского фонда мира.

В ряду мероприятий, направленных на укрепление отношений Армении и ЕС, можно также вспомнить и назначение военного атташе Армении при ЕС, а также состоявшийся на днях визит секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна в Брюссель. Отметим, что визит состоялся после того, как в законопроект о начале вступления Армении в ЕС была добавлена новая глава по вопросам обороны и безопасности. Напомним, что в ходе визита в Брюссель Григорян встретился в Брюсселе со специальным советником председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен Элизабет Беллони, с которой обсудил ситуацию в сфере безопасности на Южном Кавказе.

А вот встреча министра обороны Сурена Папикяна с главой оборонного ведомства Бельгии Тео Франкеном уже указывает на то, что сотрудничество с Брюсселем, похоже, не будет ограничиваться лишь рамками ЕС.
По двусторонней линии наблюдается также активное сближение Армении с Грецией — давним союзником Армении в контексте общей враждебности к Анкаре. Три визита высокопоставленных армянских военных в Грецию за первые три месяца текущего года, в ходе которых также имело место обсуждение формата сотрудничества Армения – Греция – греческая часть Кипра, свидетельствует о попытке найти в лице Афин «второй эшелон опоры» на фоне геополитического дрейфа Армении.
Похожую картину можно наблюдать в отношениях с Нидерландами и странами Балтии. Так, 14 марта в Вильнюсе между министерствами обороны Литвы и Армении было подписано соглашение о сотрудничестве на 2025 год. Ну и, естественно, возглавляет этот парад покровительства Франция, поставляющая в Армению значительную часть новых вооружений.

Еще один вектор — США. В первом квартале 2025 года активность американских военных в Армении выросла заметно. В частности, об активизации сотрудничества свидетельствуют заявления, сделанные в ходе интервью политологом Овсепом Хуршудяном, руководителем Центра поддержки гражданских инициатив «Свободный гражданин», известным своей близостью к правительству. Он в числе прочего отметил следующее: «Вы знаете, что в Армении есть американские вооруженные формирования и подразделения, и они специально переброшены из Германии в Армению со своим оружием. Конечно, они прибыли временно для организации совместных учений. Они будут находиться в Армении до августа. Присутствие американских войск в Армении, даже в ограниченном количестве, является своего рода подушкой безопасности. Мы должны понимать, что временного пребывания недостаточно».
А 22 марта армянский политик, председатель правления Европейской партии Армении Тигран Хзмалян, на своей странице в Facebook поделился фотографией с тремя американскими генералами, с которыми, как сообщается, обсуждал вопросы «безопасности, независимости и евроинтеграции Армении». Среди прочих актов взаимодействия в оборонной сфере между Вашингтоном и Ереваном можно упомянуть встречу в январе этого года начальника Генерального штаба Армении генерал-лейтенанта Эдварда Асряна с командующим Национальной гвардией штата Канзас бригадным генералом Майклом Венерди, прибывшим в Ереван, а также его переговоры в рамках Мюнхенской конференции по безопасности с командующим Европейским командованием США генералом Кристофером Каволи и начальником Генерального штаба Вооруженных сил Германии генералом армии Карстеном Брауэром. На встречах состоялся обмен мнениями по вопросам углубления сотрудничества между странами.
Впрочем, можно предположить, что все эти действия Вашингтона пока происходят по инерции решений, принятых ранее администрацией Джо Байдена. Есть определенный оптимизм относительно того, что команда Трампа при ближайшем рассмотрении «армянского кейса» откажется от слишком крепких военных объятий с руководством Армении.
Итак, политико-оборонный крен Армении в сторону Запада становится всё более заметным. ЕС и США стремятся вовлечь Ереван в свою сферу влияния, используя как военное сотрудничество, так и программы политического сближения. Однако этот путь не будет прямолинейным.

Во-первых, евроинтеграционные стремления Еревана, и, в частности, его военное сотрудничество с Западом, имеют свой предел в той части, в которой они входят в противоречия с армяно-российскими отношениями. Армения не только член ЕАЭС, обильно наваривающийся на этом союзе, но и страна, находящаяся в прямой экономической зависимости от России. И, конечно же, не будем забывать о военной базе в Гюмри.
Ну и, конечно, большое значение имеет процесс армяно-азербайджанского урегулирования. В этом контексте, так же как и в случае с Россией, премьер-министр Армении Никол Пашинян ведом не только разно-, но и противоположно-направленными факторами.
С одной стороны, армянскому премьеру необходим мир с Азербайджаном. Это нужно ему для фиксации себя в роли волевого лидера, решившегося на трудный шаг по примирению с Азербайджаном, ну и, естественно, для вовлечения Армении в региональные проекты. Мир с Азербайджаном — это в целом неплохой ресурс для повышения своего рейтинга и победы на выборах 2026 года. Однако мир с Азербайджаном как таковой является привлекательным только для части армянского электората. Для другой, реваншистской части электората, он неприемлем. Однако находиться вечно между этими силами — значит потерять доверие и тех, и других. А значит, нужно выбирать одно. И тут Пашиняну может помочь третья группа колеблющихся, для которых мир с Азербайджаном станет ценностью только в случае одновременного приобретения чего-то еще. И этим чем-то еще вполне может быть европейская интеграция Армении. Более того, действия Армении в этом направлении будут усиливаться пропорционально пониманию Пашиняном необходимости проводить конституционную реформу до подписания мирного соглашения с Баку.
В свою очередь, усиление интеграционных процессов Армении с ЕС будет означать также усиление военного присутствия Запада в Армении. Впрочем, это присутствие не может быть развернуто на границе между Арменией и Азербайджаном, поскольку согласованный текст мирного соглашения включает в себя пункт о неразмещении вооруженных сил третьих стран на границе.

Из этого можно предположить, что в контексте армяно-азербайджанских отношений влияние западных военных на политику Армении будет в основном проводиться за счет вооружения, обучения личного состава и консультаций, а не непосредственного присутствия на границе, что, впрочем, не исключает неприятных сюрпризов в будущем.
Впрочем, в Баку видят ситуацию на много шагов вперед и делают соответствующие выводы. Сам факт перевооружения армянской армии и ее интеграции с западными структурами говорит о том, что Ереван и его покровители делают ставку на такое изменение геополитической конъюнктуры в будущем, при котором они смогут даже проигнорировать мирное соглашение (возможно, подписанное к тому времени) и, как им кажется, попытаться взять реванш за проигранный «миацум». Начало этой доктрине, похоже, было положено на уже указанной выше встрече в Брюсселе в апреле прошлого года.
Однако в «стране камней» не должны думать, что Азербайджан сидит сложа руки… Баку строит свою стратегию, исходя из самых пессимистичных прогнозов. Лишнего воодушевления относительно прозрения как армянского руководства, так и общества, никто в нашей стране не испытывает. Вооруженные силы продолжают укреплять свою мощь, а значит, Железный кулак не дремлет.


