Трамп давит, Иран изворачивается: новые бомбардировки неизбежны? Расклад Шерешевского
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Журналисты американской Fox News взяли интервью у главы МИД Ирана Аббаса Арагчи. Заявления главы внешнеполитического ведомства ИРИ делают новый виток войны между американо-израильской коалицией и Ираном почти неизбежным. Так, Арагчи сказал, что Тегеран открыт к переговорам для поиска «беспроигрышного решения» (win-win solution) и готов участвовать в мерах по укреплению взаимного доверия, чтобы доказать мирный характер своей ядерной программы. Однако на данный момент Иран предпочитает непрямые переговоры с администрацией Трампа. Взамен Исламская Республика ожидает снятия санкций.
Арагчи добавил, что Иран готов подтвердить: его ядерная программа мирная и останется таковой навсегда, и страна никогда не будет стремиться к ядерному оружию. Но обогащение урана – вопрос национальной гордости: «Обогащение является научным достижением Ирана, вопросом национальной гордости и достоинства для иранского народа, и Иран не готов от него отказаться».

Все остальное, сказанное министром иностранных дел Ирана, второстепенно по той простой причине, что, во-первых, Вашингтон требовал прямых переговоров с Тегераном, а во-вторых, и это главное, основное требование США — отказ Ирана от обогащения урана, от любого обогащения, даже на один процент. Штаты хотят, чтобы Иран полностью демонтировал свою обогатительную программу и закупал обогащенный уран за рубежом для гражданских целей. Цель Трампа заключается в том, чтобы лишить Иран любой потенциальной возможности обогащать уран, так как обогащение можно поднять его до военного уровня (90 процентов).

Ирану обещали снятие экономических санкций или их части, только если он примет эти условия. В то же время Трамп пообещал наносить удары, если Иран откажется, и выполнил свое обещание, когда американские самолеты атаковали иранские ядерные объекты, в то время как израильские ВВС уничтожали ПВО и командные центры режима в ходе недавней 12-дневной войны.
Поскольку Иран снова отказывается от выполнения главного американского условия, то как он избежит новых ударов со стороны американо-израильской коалиции? Сложно представить себе, чтобы Трамп отказался от своего основного требования. Ведь он уже вел с Ираном переговоры несколько месяцев, и в ответ на невыполнение его требования ударил по иранским ядерным объектам (вместе с израильскими ВВС). Эти удары разрушили или как минимум ослабили иранскую ядерную программу, отбросив ее на годы назад. И что же, теперь, после достаточно эффективных ударов, которые можно повторить, президент США вдруг скажет, что он отказывается от своего основного требования, ради которого все и затевалось? Сомнительно, чтобы Трамп отказался от своего главного условия. А это значит, что Америка будет снова бомбить Иран или, как минимум, даст Израилю зеленый свет на новые атаки.

Не менее важно, что главный союзник США на Ближнем Востоке, Израиль, хочет и дальше ослаблять, а в идеале разрушить Исламскую Республику — своего главного геополитического противника, — применяя тактику, которую он применял много лет в Сирии и которая называется «подстригать газон». После того как Израиль сумел за несколько суток практически уничтожить ПВО над центральным и западным Ираном, он получил контроль над иранским воздушным пространством. Он, судя по заявлениям израильских политиков, намерен использовать это, во-первых, для того чтобы и дальше ослаблять режим в Тегеране, разрушая его оборонную и ядерную промышленность, не позволяя ему восстанавливать ядерный и ракетный потенциал, а во-вторых, для того чтобы, нанося удары по командным центрам и инфраструктуре, постепенно выводить из строя властную вертикаль, способствуя фрагментации и ослаблению иранского государства.
Напомним, что Израиль бомбил Сирию годами, ослабляя и подрывая режим проиранского президента Башара Асада и его союзников, и в конце концов ослабил его настолько, что наступление оппозиции в ноябре-декабре 2024 года оказалось удачным и привело к падению Дамаска и бегству Асада. Израиль может и хочет повторить это с начальником Асада, с самим Ираном.
Кто-то может возразить, что в Иране, в отличие от Сирии, нет вооруженной оппозиции, да и вообще нет сильной организованной оппозиции. Но это не совсем так. Например, в ряде этнических регионов действуют группы вооруженной курдской оппозиции, в азербайджанонаселенных провинциях существует сильное недовольство национальной политикой иранского режима, что периодически вызывает массовые протесты. Люди недовольны выкачиванием средств в пользу персоязычных регионов, отсутствием полноценной местной автономии и школ на национальных языках. Наряду с этническими выступлениями в Иране систематически происходят мощные забастовки, организованные собраниями трудовых коллективов и подготовленные секретными группами работников. Этот сценарий жестких, непрофсоюзных забастовок идентичен тому, что имел место в Иране перед падением шахского режима. В 1978-1979 гг. возмущенные нищетой рабочие, накопившие опыт самоорганизации и прямого действия, восстали, парализовали экономику в ходе всеобщей стачки и начали захватывать фабрики с самоуправлением. Одновременно в те годы вспыхнули национальные регионы, где живет половина населения страны, — азербайджанские, курдские и другие.

Экономический, водный и энергетический кризисы усугубляют проблемы. И в результате 70 процентов иранцев живут на черте или за чертой бедности, инфляция достигает 40 процентов. Люди систематически сталкиваются с нехваткой воды, а в зимние холода и в летнюю жару им время от времени отключают электричество. Таков результат американских экономических санкций и, одновременно, некомпетентного управления.
Все вместе эти проблемы вполне способны вызвать восстание в случае, если режим ослабнет. Впрочем, крупные восстания и без того происходят в Иране раз в несколько лет (2018, 2019, 2022), так что очередное выступление — только вопрос времени.
Тем не менее, даже если американо-израильская стратегия не приведет к смене режима в Тегеране, она может ослабить его и лишить ядерных, ракетных и других инструментов.
Итак, заявления Арагчи делают новые удары по Ирану почти неизбежными. Причем Вашингтону даже нет необходимости участвовать в них самому. Достаточно дать зеленый свет Израилю. В пользу такого решения говорит тот факт, что США продолжают передавать Израилю большое количество самого современного оружия, включая тысячи управляемых противобункерных бомб, предназначенных для поражения подземных правительственных укрытий и других объектов военного или военно-промышленного назначения.


