Мадагаскар в огне перемен и падение профранцузского режима Обзор Артема Кирпиченка
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, передает.
На прошлой неделе ещё одно государство стало ареной массовых гражданских выступлений, которые привели к государственному перевороту. После нескольких недель столкновений, начавшихся 25 сентября на острове Мадагаскар, часть армии отказалась защищать старый режим, и президент страны Андри Радзуэлина был вынужден покинуть свою резиденцию под охраной французских военных.

Непосредственным поводом для протестов стали регулярные отключения электроэнергии, ставшие серьёзной проблемой для простых мадагаскарцев. Но есть основания считать, что претензии населения, 79% которого живёт за чертой бедности, к власти, погрязшей в коррупции и роскоши, куда более серьёзные.
Согласно данным Всемирного банка, в 2018 году ВВП на душу населения на Мадагаскаре составлял около 500 долларов, а в 2023 году — около 509 долларов. Этот показатель остаётся крайне низким и практически не меняется на протяжении последних лет. При этом, по отчёту Всемирного банка, уровень городской бедности за десятилетие вырос на 31,5 % — с 42,2 % в 2012 году до 55,5 % в 2022-м.
Как сообщила французская газета Le Monde, «ежегодно на рынок труда [Мадагаскара] выходит 400 тысяч молодых людей, подавляющее большинство из которых не имеют образования», а неспособность местной национальной компании водоснабжения и электроснабжения обеспечивать своими услугами мадагаскарцев «стала искрой, которая вызвала взрыв гнева малагасийской молодёжи, взбудораженной победами, одержанными молодыми протестующими в Непале».
Первоначально в авангарде протестов выступала лишь студенческая молодёжь, вдохновлённая недавними восстаниями в Индонезии, Бангладеше и Непале. Но после того, как президент Радзуэлина распорядился применить против демонстрантов самые жёсткие меры, в результате которых погибли как минимум 25 человек, протесты приняли масштаб национального восстания.

Напуганные власти пошли на уступки — в отставку было отправлено мадагаскарское правительство и премьер-министр Кристиан Нцай, но предпринятые меры запоздали.
30 сентября манифестанты прорвали кордоны полиции и ворвались на центральную столичную площадь «13-го мая».
Ситуация в стране усугубилась и объявленной движением GenZ Madagascar всеобщей забастовкой, к которой присоединилась часть государственных служащих, младший медицинский персонал, работники энергетической компании и службы водоснабжения, а также… тюремные надзиратели, заявившие, что не будут принимать новых заключённых.
В конечном итоге протестные настроения распространились и на армейские казармы, внутри которых уже 2 октября начались столкновения между лоялистами и сторонниками переворота.
10 октября в городе Анциранана на севере Мадагаскара, где протестное движение было наиболее сильным, солдаты вместо того, чтобы преградить путь демонстрантам, расступились и сопроводили их до центра города.
Оказавшийся в затруднительном положении президент Радзуэлина дал ряд обещаний, в том числе о предоставлении генераторов для университетов. Он предложил заключить перемирие сроком на один год, в течение которого пообещал решить проблемы, поднятые движением. Но было уже слишком поздно.
11 октября корпус кадрового управления армией CAPSAT при поддержке своих командиров публично заявил, что больше не будет участвовать в подавлении протестов: «Наши дети страдают, мы здесь не для того, чтобы убивать и избивать их. Мы испытываем те же страдания. Мы должны их поддержать. Давайте не будем позволять тем, у кого деньги и власть, манипулировать нами».

Представители отрядов CAPSAT обратились к другим силовикам с призывом последовать их примеру. В ответ президент Радзуэлина выступил с заявлением о начавшемся государственном перевороте, но сила уже была не на его стороне.
12 октября офицеры CAPSAT назначили нового главу вооружённых сил — генерала Демостена Пикуласа, командующего CAPSAT. На следующий день, в понедельник, сенат Мадагаскара собрался и отстранил от должности своего председателя, генерала Ричарда Раваломанану по прозвищу «Бомба», которого считали вдохновителем репрессий против демонстрантов.
Президент Радзуэлина покинул Мадагаскар на французском военном самолёте, улетев сначала на остров Реюньон, а затем, возможно, в Дубай. Свергнутый премьер-министр Кристиан Нцай и бизнесмен Мами Раватоманга, близкий соратник президента, покинули остров на частном самолёте, взявшем курс на Маврикий.
Сейчас молодёжь Мадагаскара празднует победу. Были созданы районные координационные комитеты борьбы (KMT), а в некоторых районах столицы появились зачатки патрулей по борьбе с мародёрством. Элиты стараются сформировать переходное правительство, состоящее из «независимых» политиков, которые не запятнали себя связями со старым режимом. Правда, некоторые наблюдатели отмечают, что подобная ситуация уже имела место в 2009 году, когда в результате массовых протестов к власти пришёл бывший диджей и медиамагнат, «не связанный с политикой», — только что свергнутый президент Раджуэлина.
Как сказал один из протестующих в интервью французским журналистам: «Я расстроен и немного разочарован тем, что происходит сейчас. У меня такое впечатление, что всю работу проделала молодёжь, а теперь, как обычно, шоу устраивают люди постарше. В конце концов, это политика, а молодёжь не всегда была вовлечена в неё. Но то, что происходит сейчас, немного разочаровывает. Это похоже на политическую кооптацию. Мы бы хотели привести к власти кого-то нового, а не того, кто уже давно там и кому проще занять своё место. Наша борьба далека от завершения».
Между тем выходящая на острове Реюньон газета «Свидетельства» (Temoignages) считает, что за нынешним переворотом на Мадагаскаре «некоторые наблюдатели видят борьбу за влияние, в которую замешаны крупные державы и экономические интересы. Только что свергнутый президент Андри Радзуэлина был ставленником Франции, обладал французским гражданством (вопреки нормам мадагаскарской конституции) и пользовался особым покровительством Эммануэля Макрона. Причина этого интереса кроется в богатствах мадагаскарских недр.

Как пишет Le Monde, «остров… обладает огромным потенциалом. В 2023 году никель и кобальт снова стали его первыми экспортными статьями. Мадагаскар также, по оценкам, обладает 8% мировых запасов графита. Это ресурсы, которые сегодня весьма востребованы в конкурентной борьбе великих держав».
Особое место принадлежит редкоземельным металлам — группе из 17 элементов, включающей скандий, иттрий и так называемые лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, прометий, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций). Их объединяют уникальные оптические, магнитные и электрохимические характеристики, делающие их необходимыми в передовых секторах промышленности — электронике, лазерах и т. д. Однако добыча этих ресурсов — сложное и дорогостоящее дело, осуществимое только при поддержке богатых и технологически развитых стран.
Сегодня на рынке добычи редкоземельных металлов доминирует Китай, но в условиях нынешнего глобального противостояния сверхдержав нет сомнения, что целый ряд держав проявит интерес к богатствам Мадагаскара, которые после бегства профранцузского президента вряд ли надолго останутся бесхозными.


