Мартышкин труд Баграта Галстаняна ТЕМА ДНЯ от Акпера Гасанова
Icma.az передает, что по данным сайта Day.az.
Автор: Акпер Гасанов
Сегодня - годовщина принятия Декларации независимости Армении. Дата, которая в нынешних армянских политических реалиях приобрела особую символику. В Ереване этот день оказался отмечен не только официальными поздравлениями, но и резкими заявлениями. Причем, заявления эти отличались своей полярностью.
В зале суда архиепископ Баграт Галстанян, лидер движения "Священная борьба", в очередной раз выступил с обвинениями в адрес действующей власти. Он утверждает, что "террорист номер один" Никол Пашинян якобы собирается "по велению врага" полностью вывести Декларацию независимости из Конституции. Обвинение, по сути своей, более чем идиотское.
Да, именно так. Ведь, получается, что граждане Армении доверили власть в стране "террористу номер один". Да и во всех иных государствах мира, получается, встречаются не с премьер-министром Армении, а с террористом. Одного этого достаточно, чтобы понять, что Галстаняна окончательно занеслов в его желании и в готовности нести ахинею.
При этом очевидно и то, что его слова наполнены риторикой конца 80-х - начала 90-х годов: трагедия, предательство, угроза духовности, разрушенные святыни. По сути, Галстанян апеллирует к тем же мифам и страхам, которыми долгие годы питался карабахский национализм. К чему все это привело Армению? К войне с Азербайджаном, в итоге проигранной. К наличию закрытых границ с нашей страной и с Турцией. К статусу "форпоста России" на Кавказе, с утратой многих атрибутов независимости и суверенитета.
И в этой связи уместно будет указать на то, что сегодня же премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал обширное послание, где предложил совершенно иной взгляд на исторический путь страны. Его текст, по своей сути, представляет собой попытку переосмыслить прошлое и признать ошибки, допущенные не только предыдущими руководителями Армении, но и им самим.
Так, в своем обращении Пашинян прямо заявил: модель патриотизма, сложившаяся в советское время и ставшая основой карабахского движения, завела Армению в тупик. Она не позволила выстроить реальную независимость, а лишь погрузила страну в состояние вечной конфронтации. Да, армянский премьер не стал уходить от болезненных вопросов. Ошибки признаны - и это шаг, на который до него в Армении не решался никто.
Главная идея Пашиняна проста: Армения должна строить будущее в мире с соседями.
"Мы приняли стратегию по сохранению независимости Армении и воплощению этой независимости в реальность, и выражением этой стратегии является идеология Реальной Армении", - заявил он.
Эта "Реальная Армения" должна жить без самоизоляции, с открытыми границами, в диалоге с Азербайджаном, Турцией, Грузией и Ираном.
Пашинян впервые столь ясно обозначил: единственная гарантия суверенитета и развития - мир и региональная интеграция. Как видим, совершенно в другом ключе звучат слова Галстаняна. Его тезисы - это повторение позиции Роберта Кочаряна, бывшего президента Армении, чья политическая биография тесно связана с оккупацией 20% территории Азербайджана, с насаждением тезиса о "генетической несовместимости армян и азербайджанцев".
Да, именно Кочарян десятилетиями говорил том, что без покровительства России, а скорее без фактического превращения РА в пресловутый "форпост", Армения обречена. Галстанян продолжает эту линию, только с использованием религиозной риторики. Он говорит о преданности "оккупированной реальности", о "бесхозных могилах", о "вандализме святынь". Как видим - сплошь словесные провокации.
А еще, как видим, в речах Галстаняна не было ни слова о будущем Армении. Ни слова о том, как должна развиваться ее экономика, как привлекать инвестиции, как жить в условиях открытых границ. Его образ Армении - это страна в кольце врагов, которая не имеет права на самостоятельность и должна существовать как бастион в интересах других. Это, говоря словами классика, больше, чем преступление. Это - осознанная ошибка.
Но тут стоит добавить, что несмотря на громкие заявления, Галстанян так и не сумел заручиться поддержкой даже малой части армянского общества. Его уличные акции не набрали критической массы, его движение оказалось маргинализованно. Армянское общество устало от лозунгов о "великой миссии" и "исторической жертве". Люди хотят жить, развиваться, открывать бизнес, путешествовать, а не снова погружаться в самоизоляцию.
Не случайно сам Галстанян сегодня находится под арестом - против него возбуждены дела, связанные с попытками дестабилизации и нарушением общественного порядка. Его арест стал следствием не только политических факторов, но и элементарного отсутствия доверия к нему со стороны населения. И это - неоспоримый факт. Точно такой же, как то, что сегодняшняя Армения стоит перед выбором: либо вернуться в прошлое, в статус изолированного "форпоста России" с закрытыми границами и вечной войной, либо двигаться вперед - к миру, открытости и развитию.
Никол Пашинян сделал ставку на второе. Его признание ошибок - личных и коллективных - делает его позицию сильнее. Он предлагает армянскому народу жить не мифами прошлого, а настоящим и будущим. И это очень актуальный призыв. Ведь, Армения впервые за долгие годы реально приближается к миру с Азербайджаном и Турцией. Этот процесс уже запущен, и, несмотря на крики Галстаняна и его сторонников, остановить его невозможно.


