Михаил Пелливерт: Ирану придется пойти на условия США
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Minval.
Президент США Дональд Трамп выдвинул Ирану ряд требований, на выполнение которых дал два месяца. Согласно сообщениям СМИ, американцы настаивают на отказе Ирана от ядерной программы и финансирования своих прокси-сил, а также на прекращении производства ракет. Президент США заявил, что дополнительные санкции против Ирана будут введены, если не удастся достичь соглашения по ядерной программе. Кроме того, по его словам, если Вашингтон и Тегеран не достигнут договоренностей, то США нанесут удар по Ирану.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что США получат серьезный ответ, если угрозы Трампа воплотятся в жизнь. Хаменеи назвал предложения Трампа «обманом», после чего Тегеран заявил о нежелании вести прямые переговоры с Вашингтоном.
На что готов пойти Тегеран, а что для него не является темой для обсуждения, какова вероятность начала войны, а также насколько реальной является задача сменить режим в Иране? На эти и другие вопросы в беседе с Minval.az ответил израильский политолог, общественный деятель и публицист Михаил Пелливерт.
«Вероятность войны, к сожалению, очень высокая. Очень много сейчас зависит от Ирана, насколько страна будет готова пойти на смягчение своей политики относительно разработки ядерной программы, поскольку всем понятно, то Иран сильно продвинулся в этом направлении. Сейчас все, что от него требуется – прекратить дальнейшую разработку и перестать поддерживать антизападные, в том числе и антиизраильские силы на Ближнем Востоке. Это основное требование, пойдя на выполнение которого, Иран может во многом предотвратить военную эскалацию», — сказал он.
Комментируя вопрос о том, на какие требования Тегеран мог бы пойти, а что для него не является темой для обсуждения, эксперт указал на «переговоры между Ираном и США, которые идут и напрямую, и через посредников»: «В этом принимает участие и Россия, и умеренно арабские страны – Оман, Объединенные Арабские Эмираты».
«Трамп пытается продемонстрировать Ирану на примере Йемена свою решимость, свое подавляющее военное превосходство, что является правдой. С другой стороны, я уверен, что Трамп предпочел бы некое полюбовное соглашение, дипломатический формат, а не эскалацию, которая непонятно на какое время может растянуться, и какую цену за нее придется платить участвующим сторонам. Но при этом Трамп считает, что Иран на данный момент находится в сложной ситуации после падения так называемой иранской оси сопротивления, после разгрома «Хезболлы», свержения Асада в Сирии, после сильного ослабления проиранских шиитских организаций в Ливане, Ираке и даже Иордании. С точки зрения Трампа, сейчас наиболее подходящий момент для такого максимального давления на Иран», — уверен Пелливерт.
Говоря о сообщениях о переброске США боевых самолетов и реакции на этот серьезный сигнал со стороны Тегерана, эксперт сказал: «Относительно Ирана мы никогда нем можем быть уверены в том, что там возобладает здравый смысл, прагматизм или религиозный экстремизм, в недостатке которого подозревать режим аятолл тоже не следует».
«С практической точки зрения, Иран, конечно, должен был бы смягчить и риторику, и действия после последних ударов со стороны Израиля, которые уничтожили практически всю иранскую ПВО. Мне сложно представить, чтобы Иран считал, что он может противостоять США и их союзникам в прямом военном столкновении. При этом понятно, что иранцы умеют очень искусно вести переговоры, и все происходящее, то есть их резкая риторика, может быть их неким стартовым базарным трюком», — считает политолог.
Кроме того, он не исключил, что стороны все-таки договорятся, «хотя вероятность прямой военной эскалации, видимо, в ближайшую неделю находится в наивысшей точке за все последнее время».
«Израиль вряд ли будет действовать в отрыве от США, но Трампу важно довести игру до конца, и не думаю, что он блефует, угрожая прямым военным ударом», — добавил Пелливерт.
Эксперт считает, что США обладают достаточно точными разведданными относительно происходящего в Иране, а также того, где именно находятся лидеры этой страны, включая верховного лидера.
«После того, что произошло в Ливане, ликвидации Насраллы, иранцы сделали из этого вывод и вряд ли будут находиться в одном месте. Вряд ли США смогут несколькими ударами уничтожить все иранскую верхушку, да я и не уверен, что стоит такая задача, поскольку вряд ли Штаты хотят хаоса в этой стране», — сказал эксперт.
По его мнению, тут вопрос в том, насколько нынешний режим является договороспособным, либо фанатичным: «США не смогли достигнуть всех поставленных задач в Ираке, Афганистане, где «Талибан» вернулся к власти. Надеюсь, что из этого сделаны выводы, ошибки учтены и, кроме военного решения, есть и готовность предпринять необходимые политические шаги, в том числе и для того, чтобы обеспечить предотвращение анархии в этой огромной стране, где проживают 90 млн человек».
Отвечая на вопрос о возможном свержении нынешней власти в Иране, политолог отметил, что это было бы наилучшим сценарием.
«Сын иранского шаха утверждает, что в Иране есть большое число его сторонников, которые просто пока не осмеливаются подать голос, но как только нынешний режим падет, будут готовы выйти на улицы. Считаю, что на фоне того политического, военного, экономического кризиса, который наблюдается в Иране, сейчас один из наилучших моментов для того, чтобы попытаться расшатать нынешний режим. Со стороны кажется, что лучшего для этого момента не будет. Весь вопрос, видимо, в том, какую цену готов заплатить Запад в случае прямого военного столкновения с Ираном. Предполагаю, что цена сейчас в любом случае будет ниже, чем на более позднем этапе, когда Иран может обладать ядерным оружием. Ирану придется пойти на условия США, или военная эскалация неизбежна», — заключил Пелливерт.

