Москва начала армянскую партию : Баку начеку
Icma.az, ссылаясь на сайт Media az, передает.
Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Армению подтверждает, что Москва намерена приструнить (или ублажить - как кому нравится) южнокавказскую страну, которая, хоть и продолжает оставаться по всем существенным признакам - военным, политическим и экономическим - российским форпостом в регионе, но позволяет себе определенный дрейф в западном направлении. Об этом свидетельствуют полные внушения и внушительности заявления Лаврова о том, что Армения - союзник и друг России, а потому - и это весьма соблазнительный кремлевский пряник - нет никаких причин для того, чтобы подвергнуть ее, Армению, «украинизации».
Процесс убеждения Армении в том, что непозволительно отказываться от российского патронажа, был основательно запущен сравнительно недавно. После того как согласно сообщениям российских СМИ, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко стал «кремлевским куратором по Армении». На него, мол, возложена на данном этапе информационная, а не электоральная работа, поскольку парламентские выборы в Армении ожидаются только в 2026 году, и вот «ближе к ним и будут ставиться новые задачи». Хотя главное, как утверждают «серьезные источники», не в выборах, тем более что на них вновь прочат победу партии действующего премьера Армении Никола Пашиняна, а «в присутствии там России». Присутствие же это можно обеспечить, прежде всего, посредством поддержки пророссийских политиков, вроде бывших президентов Армении Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. А потому неслучайно распространение информации о встрече Кириенко с тем же Кочаряном, который, дескать, «тайно» посетил Москву примерно полтора месяца назад.
Между тем, Москва прекрасно понимает шаткость ставки на «бывших», с учетом крайне низкого рейтинга их популярности среди армянского электората. Так что интрига состоит в том, какой путь выберет Москва в своих стараниях по возвращению заблудшего форпоста: путь устрашающего давления на нынешние армянские власти или же политического реанимирования Кочаряна как абсолютно послушной Кремлю фигуры, с допущением даже варианта силового свержения Пашиняна? И тот, и другой пути весьма неоднозначны и непредсказуемы, и поэтому, видимо, разрабатываются оба сценария. Отсюда и сочетание в текущей «армянской партии» Кремля таких разнохарактерных элементов, как заигрывание с правительством Пашиняна и явный подогрев пророссийской оппозиции с выходом на «передовую» Кочаряна. На последнее отчетливо указало интервью Кочаряна армянским СМИ.
Суть интервью свелась к двум основным заявлениям. Первое: «Нужно восстановить союзнические, стратегические отношения с Россией, все дискуссии о евроинтеграции Еревана бессмысленны, а Россия является наиболее близкой для армян страной». Второе же о том, что, дескать, только он, Кочарян, «сможет вывести страну из нынешнего кризиса в случае прихода к власти».
В интервью не зря слились воедино акценты на пресловутую «антикризисность» Кочаряна и необходимость союза Армении с Россией. И не зря Кочарян вспомнил о временах, когда он «стал первым лицом в Карабахе» и «завершил ситуацию победой». Ведь не будь тогда поддержки со стороны России, не было бы и кочаряновской «победы». Тем самым, Кочарян, прямо давший понять о своем стремлении вернуться к власти, обещает вновь сговориться с кремлевскими кругами и при поддержке со стороны России повторить «победу». Но что же сама Россия?
Демонстрируя готовность поддержать лагерь пророссийских армянских сил, группирующихся в основном вокруг экс-президентов, включая и Саргсяна, который, кстати, выразил готовность поддержать приход Кочаряна на премьерский пост, Москва в то же время проводит сеанс с действующей армянской властью. Подтверждением чего, собственно, и стал визит Лаврова, озвучившего ряд подыгрывающих армянским властям заявлений. К примеру, о том, что ни один из прежних руководителей Армении, которая «практически на всем протяжении своей независимости использовала российское оружие, в том числе при захвате семи неоспариваемых азербайджанских районов, на которые она никогда официально не претендовала», «не предлагал признать Нагорный Карабах в качестве независимого образования». Это полностью укладывается в суть резко критикуемых оппозиционерами утверждений Пашиняна и его окружения о том, что Армения «потеряла» Карабах еще до прихода к власти нынешнего правительства, а значит - при прежних ее лидерах.
Однако многое в судьбе политической власти в Армении и затрагивающих ее российских планов будет зависеть от позиции самого армянского общества. Одобрит ли оно возрождение тотального доминирования Москвы, символом чего может стать возвращение к власти того же Кочаряна?
Каким бы ни оказался ответ на подобные вопросы, есть один очень существенный нюанс. Это - позиция Азербайджана, который при любых раскладах армянской власти и при любом воздействии на нее той или иной внешней силы, однозначно пресечет любой сценарий, подразумевающий возврат Армении к агрессивной политике. И, следовательно, не позволит, чтобы интересы России, как и любой другой заинтересованной внешней силы, в Армении были реализованы за счет его, Азербайджана, интересов.
Времена, когда кочаряны и саргсяны имели возможность использовать великодержавное внимание к их одновременно ничтожным и чудовищным персонам в целях совершения военных преступлений против Азербайджана и азербайджанского народа, безвозвратно остались в прошлом. Сокрушенная в войне 2020 года и в ходе боевых действий 2021-2023 годов Армения при любой власти, если она реально попытается вновь ударить по Азербайджану, обречет себя на небытие.
Источник: Oxu.Az


