Можно запросто сгореть в роскошном отеле Турции наши подробности Haqqin
Турецкое общество по сей день потрясено пожаром и его последствиями на известном горнолыжном курорте Карталкая в провинции Болу, унесшего жизни 76 человек.
После однодневного траура, объявленного президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, началось расследование причин пожара, в рамках которого уже арестованы девять человек, в том числе, владелец отеля.
Выжившие в трагедии заявили, что в 12-этажном здании роскошного Grand Kartal, в котором были зарегистрированы 238 гостей, не работала система сигнализации. В результате пожар, охвативший вначале внешнюю деревянную обшивку отеля, стремительно распространился на все здание.
Отмечается, что в отеле было всего два аварийных выхода и единственная лестница, которую, согласно сообщениям, использовали, в основном, для нужд персонала. По имеющейся информации, сигнализация, датчики и аварийные лестницы не сработали даже, когда дым достиг десятого этажа.
В роскошном отеле не соблюдались элементарные нормы противопожарной безопасности
Кто виноват?
В тот момент, когда пожарники еще продолжали бороться с бушевавшим огнем, президент Эрдоган выступил в Анкаре с заявлением, в котором пообещал строго наказать тех, кто виновен в этой трагедии. Одновременно появились сообщения о том, что в 2021 и 2024 годах Министерство культуры и туризма Турции проводило в Grand Kartal проверки и не выявило никаких нарушений.
Министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой, отвечая на эти обвинения, пояснил, что в указанные годы его ведомство проводило проверку лицензий, связанных, в числе прочего, с эксплуатацией отеля, включая документы по пожарной безопасности.
«У отеля был сертификат пожарной безопасности, выданный соответствующим управлением», — отметил Эрсой, подчеркнув, что Министерство культуры и туризма проверяло всего лишь подлинность документов, выданных пожарной службой, находящейся в прямом подчинении муниципалитету Болу.
Виновен ли Мехмет Нури Эрсой
«Эти полномочия полностью принадлежат пожарной службе, - подчеркнул Мехмет Нури Эрсой. - Регулярные проверки должны проводиться именно этим ведомством. До настоящего времени от пожарной службы нам не поступало никаких отрицательных отзывов о качестве противопожарных мер».
Заявление министра резко обострило отношения правящей Партии справедливости и развития с оппозицией. Мэр Болу, Танжу Озджан, представляющий оппозиционную Народно-республиканскую партию и известный жесткими высказываниями в западных СМИ о сирийских беженцах, раскритиковал Министерство культуры и туризма. По его словам, пожарная служба, подчиняющаяся муниципалитету Болу, выдала сертификат противопожарной безопасности отелю еще в 2007 году. Что же касается дальнейшей ответственности, то она полностью лежит на министерстве.
В то же время, согласно мнению местных экспертов, в соответствии с Уставом пожарной безопасности, действующим в Турции с 2012 года, вся ответственность за противопожарные меры в отелях возложена на муниципалитеты. В статье №6 Устава, регулирующего обязанности муниципальных пожарных служб, указано, что они имеют все необходимые полномочия для проверок таких объектов, как рабочие места, развлекательные заведения, отели, фабрики и промышленные предприятия, а также для принятия конкретных мер в рамках законодательства Турецкой Республики.
Кроме того, в отчете о деятельности Болу за 2023 год, опубликованном на официальном сайте муниципалитета, на 116-й странице черным по белому написано, что «пожарная безопасность гостиниц в провинции проверена, о чем подготовлены соответствующие отчеты».
Спроси и с Танжу Озджана
Кто владелец сгоревшего отеля?
Основателем отеля, расположенной на популярном горнолыжном курорте, является Мазхар Муртезаоглу. Родом он из Ризе, в 1960 году переехал в Болу, где основал ресторан «Bolu Dağ», который стал широко известен своими изысканными блюдами. Вдохновленный Швейцарией, Муртезаоглу решил создать горнолыжный курорт на неприступной вершине Болу, Карталкая, и несмотря на отсутствие инфраструктуры, построил вначале отель Kartal, а затем Grand Kartal, в котором и разыгралась трагедия.
После смерти Муртезаоглу в 2019 году управление объектом перешло его семье — зятю Халиту Эргюлю и его дочери, Эмине Эргюль, которые продолжили дело Муртезаоглу, сохранив его вклад в туристическую индустрию региона.
Примечательно, что в честь Мазхара Муртезаоглу названы улицы в Болу и Сакарье.