На что намекает Иран Еревану, и что говорит Баку? наш комментарий Haqqin
За последние дни заметно оживились дипломатические и политические контакты между Ираном, Азербайджаном и Арменией. Анализ последовательности этих взаимодействий приводит к выводу, что, на фоне значительного ослабления позиций Тегерана на Ближнем Востоке, администрация президента-реформатора Масуда Пезешкиана стремится уделить больше внимания региону Южного Кавказа, чтобы внести определенные коррективы в отношения с северными соседями и укрепить таким образом роль Исламской Республики, как регионального игрока.
Как уже сообщалось, в начале января секретарь Совета национальной безопасности Ирана Али Акбар Ахмедиан посетил Ереван, после чего прибыл в Баку, где провел встречи на высоком уровне.
Важно отметить, что этот визит проходил на фоне сохраняющейся, хоть и несколько ослабшей напряженности в отношениях между Ираном и Азербайджаном. Дело в том, что некоторые круги в Иране продолжают периодические информационные атаки на Азербайджан, который, в свою очередь, хочет удостовериться, насколько искренна заинтересованность администрации Масуда Пезешкиана в развитии добрососедских и партнерских отношений со своим северным соседом.
Ахмадиан у Алиева... Поскольку прямых переговоров между главами Азербайджана и Ирана пока не было, многие вопросы остаются без ответа
В том же контексте следует рассматривать и отношение Ирана к Армении после 44-дневной войны, которое вызывало в Баку нескрываемое недовольство из-за своей четкой направленности против интересов Азербайджана. В частности, судя по последним заявлениям, неизменной остается позиция Исламской Республики по вопросу деблокирования Зангезурского коридора.
Поскольку прямых переговоров между главами Азербайджана и Ирана пока не было, многие вопросы остаются без ответа. В то же время, очевидно, что Тегеран пытается уравновесить свои отношения с Баку и Ереваном, понимая, что в противном случае это грозит еще большим ослаблением его региональных позиций.
На самом деле, связи Ирана с Арменией переживают на данный момент достаточно сложный период. Как известно, официальный Ереван, не желая принимать концепцию «разделения» региона в формате «3+3», предполагающую участие России, Ирана и Турции, демонстративно выбрал прозападный курс.
Из Баку Ахмадиан отправился прямиком к Пашиняну... Тегеран пытается уравновесить свои отношения с Баку и Ереваном, понимая, что в противном случае это грозит еще большим ослаблением его региональных позиций
Иран, в свою очередь, категорически против присутствия на Южном Кавказе внешних сил, что является одной из позиций, объединяющих региональные интересы Тегерана и Москвы. Хотя, отметим в этой связи, что перспектива превращения Армении в западный форпост в регионе беспокоит Иран далеко не так сильно, как стратегическое партнерство Израиля с Азербайджаном.
Переговоры, которые Али Акбар Ахмедиан провел в Ереване по этим и другим вопросам, продолжил на днях в Тегеране заместитель министра иностранных дел Армении Ваган Костанян, которого принял глава МИД ИРИ Аббас Аракчи.
Иранское Министерство иностранных дел цитирует заявление своего министра, высоко оценившего «очень хорошие отношения и обширное сотрудничество» между двумя соседними странами.
«Аббас Аракчи подчеркнул решимость нынешней администрации Ирана и впредь развивать и углублять двусторонние связи с Арменией, считая их полезными для обеих стран и необходимыми для устойчивого мира и стабильности на Южном Кавказе», — говорится в заявлении МИД ИРИ.
А что обсуждал Аракчи с Костаняном?
Кроме того, Аракчи выразил готовность Исламской Республики оказать Армении помощь «в достижении мира, поддержании стабильности и безопасности в регионе».
Костанян провел встречи с одним из заместителей Аракчи, Маджидом Тахтом Раванчи, а также со старшими помощниками верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи и президента Масуда Пезешкиана.
После этих встреч Раванчи написал в Twitter, что Тегеран и Ереван «намерены укреплять связи во многих областях».
Параллельно с Костаняном в Иране находился заместитель премьер-министра Азербайджана Шахин Мустафаев, участвовавший в заседании ирано-азербайджанской межправительственной комиссии. Однако Мустафаев не ограничился обсуждением вопросов экономического сотрудничества и провел отдельные двусторонние встречи с президентом Масудом Пезешкианом, секретарем Совета национальной безопасности Ирана Али Акбаром Ахмедианом и другими официальными лицами.
В это же время Шахин Мустафаев прибыл в Тегеран
На встрече с Мустафаевым президент Ирана заявил о заинтересованности в развитии отношений с Азербайджаном во всех сферах, добавив, что укрепление уровня сотрудничества может превратить Тегеран и Баку в стратегических партнеров.
В этой связи комментаторы отмечают прозрачность намека Пезешкиана на подписанное на днях в Москве соглашение о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном.
Вопрос о том, готов ли Азербайджан к такому формату взаимодействия с южным соседом, пока остается открытым.
К слову, во время подписания соглашения о стратегическом партнерстве между Ираном и Россией было объявлено о договоренности по поводу строительства газопровода через территорию Азербайджана для поставок российского газа в Иран. Эта информация была озвучена российской стороной, однако официальных комментариев от Азербайджана пока не поступало.
В ходе визита в Тегеран Шахин Мустафаев встретился также с министром нефти Ирана Мохсеном Пакнежадом.
По данным иранского информационного агентства Mehr, Пакнежад подчеркнул важность продолжения ирано-азербайджанского сотрудничества в сфере энергетики, для изучения перспектив которого была создана совместная рабочая группа.
В то же время, ни одна из сторон не сделала публичных заявлений по вопросу предстоящей транспортировки российского газа в Иран через территорию Азербайджана.