Наргиз Алиярова: Взятые мною первые ноты на рояле в Шуше вдохнули в меня новую жизнь
Что есть творчество? А жизнь в творчестве? Наверное, у каждого свое понимание этих определений. И даже если словари предоставляют чёткие формулировки на сей счет, в действительности вряд ли кто сможет уверенно предоставить однозначный взгляд на формат творчества.
Эти мысли навеяны бесподобным исполнением нашей талантливой соотечественницей, ныне делающей успешную музыкальную карьеру в США, Наргиз Алияровой фортепианного концерта No. 1 Брамса. Произошло данное действо 20 декабря в рамках концерта, посвящённого 90-летию заслуженного деятеля искусств, профессора, педагога и пианистки Эльмиры Сафаровой. Во время исполнения произведения всей Наргиз Алиярова целиком погрузилась в музыку, дышала ею, и через нее передавала любовь затаившему дыхание залу. Она делилась душой, переживаниями. А, быть может, и какими-то сомнениями. Искренняя, таинственная…
А потому невозможно было удержаться от желания поговорить с прекрасной пианисткой об искусстве, о высоком. И Наргиз Алиярова любезно согласилась побеседовать с нами и ответить на наши вопросы: «Для меня каждый приезд в Азербайджан, словно внутреннее обновление. Или, скажем, новое наполнение. Воздухом. Особенной атмосферой. Неповторимыми людьми. Когда дыхание жизни ощущается в самых светлых тонах».
Прекрасное раскрытие своего состояния. Не правда ли? После которого беседа продолжилась в таком же неформальном духе.
«Знаете, уже как семь лет я живу и веду свою музыкальную деятельность в США. Выступала на сценах концертного зала «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, в «Линкольн-центре». Это — неимоверная ответственность, ведь внутри себя ты осознаешь, что представляешь не просто музыкальное искусство, а свою страну. У меня, во-всяком случае, именно такой настрой, — рассказывает Наргиз Алиярова, — но для меня самым взыскательным зрителем (слушателем) по-прежнему остается бакинская публика. Всегда родная для меня. Видимо, этим и объясняется тот факт, что здесь и Брамс, и Шопен, и Фикрет Амиров звучат особенно».
У Наргиз ханум есть одна особенность. Практически на всех своих концертах в США она знакомит приходящих послушать ее с азербайджанской музыкой. Да, у неё широкий репертуар, но она считает своим долгом и фактически внутренней потребностью исполнение в американских залах произведений азербайджанских корифеев. Так было во время ее сольного концерта в 2023 году в Центре искусств имени Кеннеди в Вашингтоне. Аналогичное имело место в феврале нынешнего года на сцене концертного зала «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, когда музыкальный вечер был посвящен 90-летию Арифа Меликова. Подобный фон сопровождал и проведенный по инициативе Наргиз Алияровой в «Линкольн-центре» в прошлом месяце (при поддержке Госкомитета Азербайджанской Республики по работе с диаспорой) специальный концерт IV Международного конкурса композиторов, в рамках которого были исполнены, в том числе народные песни Sarı gəlin, Aman, ovçu и другие.
Отвечая на вопрос, как американская публика воспринимает азербайджанские композиции, Наргиз Алиярова загорается своей лучезарной и неповторимой улыбкой. Улыбкой счастья, вслед за чем произносит: «Феноменально».
«Это действительно счастье, — продолжает она, — когда ты чувствуешь, насколько можешь донести красоту и изящество нашей национальной музыки до американцев». При этом, раскрывает пианистка, она всегда сопровождает концерты довольно подробными рассказами как о наших композиторах, так и исполняемом произведении. Вслед за чем делится сокровенным: «Однажды один из американских профессоров назвал меня послом азербайджанской музыки. Высказался он об этом настолько проникновенно, что я, не сдержавшись, прослезилась. Этих слов мне не забыть никогда!».
Когда Наргиз ханум делилась своими мыслями, она очень переживала, возможно, пропуская через себя отдельные эпизоды своей жизни. И предложила продолжить непринужденную беседу на следующий день в Государственном музее музыкальной культуры, где была запланирована ее встреча с музыкальной общественностью города. Но разве Наргиз Алиярова может беседовать со слушателями вне фортепиано? Потому она прекрасно сочетала свои рассказы с шедевральной передачей звуков из народных композиций, а также репертуара Шопена и Фаика Суджаддинова. А шопеновский Ноктюрн до-диез минор посвятила памяти азербайджанских солдат и офицеров, павших в дни второй Карабахской войны, в свете чего растрогалась сама и растрогала весь зал.
Переведя дух, пианистка поделилась, что в 2022 году исполнилась ее заветная мечта: «Ровно десять лет назад в одном из интервью мне задали вопрос о моей самой сокровенной мечте. Я, не задумываясь, произнесла, что мечтаю сыграть на фортепиано в Шуше. Представьте, что в 2022 году эта мечта благодаря непревзойденному героизму наших военнослужащих, ведомых Верховным главнокомандующим, президентом Ильхамом Алиевым, стала реальностью. Будучи участницей V съезда азербайджанцев мира по приглашению Госкомитета по работе с диаспорой, мне посчастливилось исполнить несколько произведений в нашей Жемчужине и культурной столице. Причем происходило это в неформальной обстановке».
Уже по окончании творческой встречи и ответов на многочисленные вопросы гостей Наргиз ханум раскрыла, что именно после ее нахождения в Шуше и испытанного восторга от непревзойденного аромата карабахской земли и воздуха в ней будто что-то поменялось.
«Если до Отечественной войны в моем исполнении нередко были слышны звуки боли и страдания, хотя при этом всегда присутствовал и оптимизм, навеянный уверенным обещанием господина президента обязательно восстановить территориальную целостность Азербайджана, то с первыми шагами в Шуше, давшей миру столько известных представителей нашей культуры, во мне многое поменялось. Вернее, изменения внутри меня стали происходить сразу после победы в Отечественной войне 2020-го года. Но непосредственно в дни пребывания в Шуше в моей игре стали проявляться иные оттенки. Вроде и ноты те же, и произведения не скорректированы, но звучание приобрело другие интонации. Произошло это, на первый взгляд, независимо от меня. Но ведь это имело место со мной. Внутри меня. Вот по возвращении в США, на моих новых концертах, данная линия продолжилась, что я в особенности прочувствовала в очень знаковый день – 22 ноября 2022 года, когда в год 100-летия со дня рождения Фикрета Амирова выступала в Большом зале «Карнеги холл». Да, безусловно, и боль, и слезы за судьбы погибших никуда не исчезли, да и никогда не исчезнут. Но стали так отчетливо проявляться (сначала для самой меня) новые элементы. Когда даже шопеновские романтика, лирика и нежность шли в унисон с уверенными звуками доблести и героизма наших солдат, венцом чего стало водружение президентом флага Азербайджана в Шуше и Ханкенди. Это неописуемо».
На этой ноте Наргиз Алиярова замолкает. Ей нужно чуть отойти от эмоций. Но вскоре она продолжает свой рассказ о переживаемом, вспоминая, как после исполнения на одном из американских концертов 2023-го года Vətən Balladası Фаика Суджаддинова к ней подряд подходили зрители (со слезами на глазах), прежде всего иностранцы, и благодарили за проникновенность. «Эта сцена все время сопровождает меня, подтверждая, что после города Шуша передаваемые мною звуки воздействуют на слушателей значительно глубже. Да я и сама ощущаю в себе новую энергетику. Целостную, каковой стала моя Родина. Потому Кара Караев или Эльмира Назирова также зазвучали для зарубежных зрителей в более объемном формате».
Нельзя не признаться, что столь трогательное раскрытие Наргиз Алияровой своего состояния души потрясает. И ты параллельно ей испытываешь такие же чувства. «Понимаете, — продолжает она, — в передаваемой мною музыке сегодня ощущается звук вновь возродившихся в Шуше родников, проскальзывают памятники Бюльбюлю, Натаван, декламируется Вагиф и слышен азан». А уже вслед за этим Нигяр ханум, резюмируя данную часть беседы, признается, что на первом же ее концерте в США по возвращении из города Шуша, когда она в преддверии первых нот начала рассказывать зрителю об истоках азербайджанской музыки, озарение пришло к ней: «Я вдруг ощутила новый смысл своего переезда в США – доведение до американских слушателей значимости и широты завоеваний культуры и искусства азербайджанского народа — народа-победителя, народа – достоинства, народа потрясающей души, народа–моста между Востоком и Западом».
Последняя важнейшая ремарка Наргиз ханум позволила и нам как бы в новом свете взглянуть на тот факт, что с переездом в США она основала «Общество национальной музыки и глобальной культуры», продолжая оставаться президентом этой структуры и сегодня.
Конечно же, нам остается лишь поблагодарить доктора философии по искусствоведению, профессора, заслуженную артистку Азербайджана Наргиз Алиярову за то, что она приоткрыла для нас свой внутренний мир. Столь яркий, богатый и вдохновляющий! Без сомнений, те нюансы, с которыми она поделилась с нами, в очередной раз демонстрируют силы ее величества музыки, которая действительно не знает границ. И которая в руках профессионала может вбирать в себя историю, философию, духовность, литературу, то есть весь пласт жизни, к тому же нескольких поколений. Когда звуки нот не просто механически доводят мелодию до публики, а раскрывают ей все богатство столь объемного мира.