Нефть и золото забирайте, но Мадуро не трогайте
По данным сайта Haqqin, передает Icma.az.
Власти Венесуэлы в течение нескольких месяцев вели переговоры с администрацией американского президента Дональда Трампа, предлагая значительную долю в нефтяных и других природных ресурсах страны в попытке положить конец противостоянию с США. Об этом сообщает The New York Times со ссылкой на источники, близкие к ходу переговоров.

По данным издания, предложения со стороны Каракаса сохранялись даже в период резкого обострения отношений, когда американские власти называли правительство Николаса Мадуро «наркотеррористическим картелем», направляли военные корабли в Карибский бассейн и уничтожали суда, которые, по утверждению Вашингтона, перевозили наркотики из Венесуэлы. Источники отмечают, что венесуэльская сторона была готова предоставить американским компаниям доступ к нефтяным и золотодобывающим проектам, предложить приоритетные контракты, перенаправить поставки нефти с китайского на американский рынок и пересмотреть сырьевые соглашения с Китаем, Ираном и Россией.
В настоящее время Венесуэла добывает около 1 млн баррелей нефти в сутки — против 3 млн при покойном президенте Уго Чавесе. Основной объем экспорта направляется в Китай, за исключением примерно 100 тыс. баррелей, которые американская Chevron поставляет на рынок США. Эксперты считают, что при притоке иностранных инвестиций добычу можно было бы значительно увеличить.
В целях налаживания диалога с американским бизнесом венесуэльская государственная нефтяная компания передала Chevron полный контроль над совместными проектами, а также обсуждала участие корпорации в разработке еще одного крупного месторождения. Также возобновлялись контакты с компанией ConocoPhillips, покинувшей страну после национализации активов в 2007 году.
Наибольшего прогресса переговоры достигли в мае. Тогда, в знак доброй воли, спецпосланник США Ричард Гренелл содействовал возвращению в Венесуэлу ребенка, оставшегося в США после депортации родителей. Вскоре после этого Каракас освободил задержанного американского ветерана ВВС и передал его Гренеллу.
Тем не менее администрация Трампа в итоге отвергла предложения Венесуэлы и на прошлой неделе прекратила дипломатические контакты с Каракасом, фактически свернув попытки договоренности. По мнению многих в США и самой Венесуэле, главной целью американской политики остается смена власти в стране. Главным сторонником силового подхода стал госсекретарь и советник по национальной безопасности Марко Рубио. Он называл Мадуро «беглецом от американского правосудия» и нелегитимным лидером, резко критикуя дипломатические инициативы. По данным источников, его линия в администрации взяла верх, и в Пентагоне начали прорабатывать возможные военные сценарии.
Президент Трамп также не исключал силового варианта. В июле он подписал секретное распоряжение о применении военной силы против наркокартелей. Согласно источникам, численность американского военного контингента в регионе была увеличена на 6,5 тыс. человек, а в акваторию Карибского моря направлена флотилия ВМС США.
Параллельно в Вашингтоне прорабатывается сценарий политического транзита в Венесуэле. В мае Рубио провел переговоры с представителями оппозиции, включая Марию Корину Мачадо. Ее команда представила план «100 часов после ухода Мадуро», предполагающий передачу власти Эдмундо Гонсалесу – кандидату на выборах 2024 года.
10 октября Мачадо была удостоена Нобелевской премии мира за 2025 год – «за неустанную работу по защите демократических прав народа Венесуэлы и борьбу за справедливый и мирный переход от диктатуры к демократии».


