Новые факты удара по самолёту AZAL изобличают сущность России Александр Коваленко Minval Politika
По данным сайта Minval, передает Icma.az.
Трагедия 25 декабря 2024 года, когда в небе над Грозным российская ПВО нанесла критические повреждения самолёту Embraer E190AR азербайджанской авиакомпании AZAL, в очередной раз показала, насколько беспринципной и бесчеловечной может быть политика России, когда речь заходит о её вине и попытке скрыть преступление. Фактически, Россия готова разрушить двусторонние отношения с другой страной, лишь бы не признавать своё преступление.
В некотором смысле, это для современной России стало историческим кредо — с учётом того, что 10 лет назад в небе над Донецкой областью произошла очень схожая трагедия с авиалайнером рейса МН-17.
Но всплывшие на поверхность в последние дни в результате расследования Minval Politika подробности куда глубже и масштабнее раскрывают как первопричины действий России, так и глубокий внутренний кризис в этой стране с её не имеющей аналогов в мире ПВО. В частности, хронология действий ЗРПК «Панцирь-С1» и последовательность отдачи приказов высшим офицерским составом, в том числе в лице генерал-майора Александра Толопило, подтверждают глубочайший кризис российской ПВО, который пытаются скрыть ценой жизней граждан даже другой страны.
Но начать я бы хотел, скажем так, издалека — для понимания масштабов этого кризиса и того страха, в котором сейчас живёт российская ПВО.
Кризис российской ПВО малого радиуса действия
Как только появились 25 декабря 2024 года первые кадры повреждённого фюзеляжа азербайджанского авиалайнера Embraer E190AR, я сразу же отметил, что это повреждения внешнего типа, причём явно произведённые зенитно-управляемой ракетой (ЗУР) малого радиуса действия. А немногим позже появившееся видео, сделанное одним из пассажиров в салоне злосчастного рейса, эти догадки лишь подтвердило. Самолёт был атакован ракетами малого радиуса действия, но оставался открытым вопрос лишь в их модификации: это был ЗРПК «Панцирь-С1» или ЗРК «Тор-М2». Но у меня на тот момент не возникало сомнений, что это был именно ЗРПК «Панцирь-С1», и вот почему.
Дело в том, что ЗРПК «Панцирь-С1» рассматривался как высокоэффективная замена советского ЗРПК 2С6 «Тунгуска». Но, несмотря на годы попыток реализации концепции ЗРПК нового поколения на колёсном шасси, российским специалистам пришлось в 2000 году всё же отказаться от этой идеи из-за большого количества проблем и недоработок, сконцентрировавшись исключительно на развитии линейки ЗРК «Тор-М». Но внезапно появился контракт от ОАЭ — и дефективный «Панцирь-С1» получил второе дыхание.
В 2015 году первые ЗРПК «Панцирь-С1» стали отправляться в Сирию для усиления ПВО российской группировки на базе Хмеймим, где и проявились все их недостатки, которые за 15 лет так и не смогли исправить.
Согласно прекрасно всем известной статистике, 1 июля 2018 года авиабазу Хмеймим атаковала группа БПЛА, которые сбросили несколько СВУ. Из всей группы БПЛА российские ЗРК «Тор-М2У» уничтожили 4 дрона, использовав 5 ЗУР, а ЗРПК «Панцирь-С1» в тот день уничтожил 3 дрона, применив 13 ЗУР. При этом ни один из БПЛА не был сбит из пушечного вооружения.
В течение следующей недели авиабазу неоднократно атаковали БПЛА, и за этот период ЗРК «Тор-М2У» уничтожил 7 дронов, использовав 9 ЗУР, а ЗРПК «Панцирь-С1» — ни одного. С апреля по октябрь 2018 года ЗРК «Тор-М2У» уничтожил 80 дронов, использовав 100 ЗУР, а ЗРПК «Панцирь-С1» сбил лишь 19% целей.
Многие независимые аналитики критиковали, и вполне оправданно, ЗРПК «Панцирь-С1» за то, что он не видит малогабаритных целей, расходует слишком много БК, имеет слабую устойчивость и т. д. В 2019 году сами же россияне показали в своём пропагандистском репортаже, как одновременно 4 системы ЗРПК «Панцирь-С1» пытаются сбить старую советскую дозвуковую мишень Е-95 — и им это не удаётся, после чего они начинают вместо пушечного вооружения применять ракетное: https://www.youtube.com/watch?v=H4TGyxubHM4
Очевидно, что ЗРПК «Панцирь-С1» был, есть и остаётся очень сырым, недоработанным и даже дефективным продуктом, который Россия не только поставила на вооружение своих ПВО (поскольку других новых комплексов у неё попросту нет), но и пытается предлагать на экспорт.
А теперь — к подробностям трагедии 25 декабря 2024 года…
25.12.2024
В то роковое утро ничто не предвещало беды, насколько бы это банально ни звучало. А всё потому, что согласно тем данным и расшифровкам, которые опубликовал Minval Politika, с 07:23 до 09:07 средствами радиолокационной разведки 51-й дивизии ПВО 4-й гвардейской армии ВВС и ПВО сопровождался рейсовый самолёт Embraer 190, выполнявший перелёт по маршруту Баку — Грозный. То есть, самолёт определялся всё это время как гражданский борт и строго фиксировался всеми надлежащими средствами. Но…
В ходе непродолжительного захода на посадку в аэропорт Грозного с 08:09 до 08:13 самолёт Embraer 190 вышел из зоны сопровождения средствами радиолокационной разведки, что логично при резкой смене высоты точки наблюдения. Но в 08:12 командир ЗРПК «Панцирь-С1» №274 капитан Дмитрий Паладичук, находившийся на позиции в районе Карпинка (западная окраина Грозного), зафиксировал неопознанную цель, появившуюся на его радаре, в которой он распознал… беспилотник. То есть, ЗРПК «Панцирь-С1» сравнил по ЭПР малогабаритный объект с авиалайнером? И как же отреагировало на это командование, которое прекрасно должно было знать о заходе на посадку гражданского борта в этот момент и в этой локации?
В 08:13 капитан Дмитрий Паладичук получил по мобильному телефону от подполковника Николая Орлянского команду от генерал-майора Александра Толопило на уничтожение цели. И в 08:13:27, когда гражданский самолёт вернулся в зону сопровождения средствами радиолокационной разведки, был произведён пуск первой ЗУР 95Я6, а в 08:13:48 — пуск второй ЗУР 95Я6.
И после того как гражданский самолёт получил критические повреждения, его не отправили сразу на посадку, а, наоборот, запретили садиться как в аэропорту Грозного, так и в близлежащих. Самолёт был отправлен в Актау, в Казахстан — он вынужден был перелететь Каспийское море с критическими повреждениями основных узлов! При этом отмечается, что самолёт находился под воздействием российских РЭБ, пытавшихся его «глушить».
Выводы
Из всего вышеизложенного и новых фактов, лишь подтверждающих преступление российской стороны и попытку его скрыть, можно сделать следующие выводы:
Российское ПВО не целенаправленно нанесло удар по азербайджанскому самолёту, а ввиду двух факторов — низкой слаженности экипажей и всей системы управления средствами ПВО в регионе, а также наличия на вооружении систем противовоздушной обороны, настолько отсталых и дефективных, что не способны отличить малогабаритный БПЛА от авиалайнера.
Всё это в равной степени делает виноватыми как капитана Дмитрия Паладичука, так и подполковника Николая Орлянского и, тем более, генерал-майора Александра Толопило. Но суть в другом.
Вместо того чтобы признать свою ошибку и как можно скорее отправить самолёт на посадку и оказать помощь раненым пассажирам (а судя по видео из салона, ранения получили десятки пассажиров рейса), ему запретили садиться в ближайших аэропортах. Полёт в Актау должен был стать для Embraer E190AR полётом в один конец, прервавшимся по задумке российского командования над Каспием. Иными словами — концы в воду, и ещё долго выяснялись бы причины катастрофы.
То есть, сокрытие доказательств путём умышленной попытки убийства.
Но благодаря высокому профессионализму и самоотверженности пилотов авиалайнера, они в критических условиях до последнего держали повреждённый самолёт в воздухе в надежде посадить его. Но, увы… с такими повреждениями любая посадка была бы смертельной.
Россия же, пытавшаяся скрыть дефективность своих распиаренных на весь мир систем ПВО, а также бездарность командования, до сих пор пытается игнорировать трагедию, не признала своей вины, не принесла на высшем уровне извинений. Хотя для цивилизованных стран это нормально. Да, техника может давать сбои (хотя российская сбоит чаще, чем среднестатистическая по миру), да, может иметь место человеческий фактор — признайте, исправьте ошибку, сделайте всё, что ещё может предотвратить трагедию! Но — нет. Лучше трагедию усугубить.
Новые факты, которые сейчас представляет общественности Minval Politika, в очередной раз изобличают бесчеловечность режима и последовательность принятия решений в России, где человеческие жизни не играют абсолютно никакой роли и не имеют ценности.
Доведение этого дела до завершения — дело чести для Азербайджана. И что-то мне подсказывает, что по мере продолжения расследования будут публиковаться ещё более вопиющие подробности, связанные с трагедией 25.12.2024…


