Новые узоры на старом ковре Атака Израиля на Катар и международные отношения
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.
Авиаудар Израиля по территории Катара с целью уничтожения руководства ХАМАС остается в центре мировой повестки. Военные мотивы Тель-Авива ясны – в условиях несговорчивости верхушки ХАМАС, которая проживает в Катаре, уничтожить ее и создать таким образом новую удобную для себя реальность, локализовав переговоры до уровня воюющей в Газе большей части группировки и оставив в качестве посредников только Египет, который сам борется с «Братьями-мусульманами» и не будет отличаться по отношению к ним излишней комплиментарностью.
Однако эта атака вызывает целый ряд вопросов в контексте международной безопасности. Здесь надо отметить, что удары Израиля по Катару были осуждены рядом стран, таких как Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, Великобритания, Бразилия, КНР, а также ЕС. В свою очередь, Азербайджан выразил поддержку суверенитету и территоральной целостности Катара. В заявлении Министерства иностранных дел Азербайджана говорилось: «Глубоко обеспокоены сегодняшним нападением на Катар, которое может привести к дальнейшему обострению региональной напряженности. Мы поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Катара и призываем отдать приоритет дипломатическим усилиям в целях сохранения стабильности в регионе».
Здесь следует отметить, что подобные удары еврейское государство уже наносило по объектам в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене и Иране. Или в случае с Катаром это другое? В целом, нет, не другое, и много государств осудило Израиль за некоторые из этих атак, однако в существенных частностях ситуация отличается.

Дело в том, что с территории Катара, в отличие от Ирана и Ливана, не производились физические атаки на Израиль. Более того, Катар представлял собой почти в течение двух лет войны Израиля с ХАМАС переговорную площадку, благодаря которой Тель-Авив смог освободить существенную часть своих заложников. И теперь по этой стране Израиль нанес удары.
Международный авторитет Катара сильно пострадал. Страна не обладает военной мощью, чтобы ответить адекватно, и, скорее всего, будет реагировать посредством усиления финансирования антиизраильской пропаганды. Однако можно предположить, что эти действия не поменяют расклад на земле.
Теперь многое зависит от того, как к атаке на Катар и к усилению Израиля отнесутся в прочих монархиях Персидского залива и в целом в исламском мире. Арабские монархии Залива отрицательно относятся к ХАМАС и настороженно — к самому Катару. Вспомним катарский кризис 2017-2021 годов, когда Лига арабских государств объявила этому эмирату бойкот в связи с поддержкой им некоторых радикальных группировок, в частности «Братьев-мусульман».

Тем не менее, можно быть уверенными, что ни в Эр-Рияде, ни в Абу-Даби не в восторге от израильской операции в Дохе, потому что здесь речь идет не столько об усмирении Катара, сколько о вседозволенности Израиля. Завтра эта вседозволенность может привести к тому, что целью станут объекты в других богатейших арабских странах. Какие бы глубокие противоречия ни разделяли монархии Залива, на более глубоком ментальном уровне противостояния с Израилем составляют единое целое в качестве клуба сверхбогатых государств, и удар по одному из них означает удар по всем сразу. А это означает, скорее всего, пробуксовку действия «Соглашений Авраама» и в перспективе возможное переформатирование позиций монархий Залива по Еврейскому государству. Израиль не мог этого не понимать. И тем не менее, пошел на этот шаг.
Между тем, глубина изменений в международной политике беспрецедентна и ведет к постепенному пересмотру внешнеполитических ценностей как на Ближнем Востоке, так и во всем мире. Ящик Пандоры на самом деле открыла Россия, аннексировав в 2014 году Крым и объявив в 2022 году еще четыре украинских области российскими. Да, США также проводили военные операции на территории других стран, но они не меняли границы государств в свою пользу. В 2014 (и 2022 г.) впервые после 1945 года мировая держава объявила часть чужой территории своей. И вот уже после действий Москвы Трамп спокойно рассуждает на тему присоединения к США Канады и Гренландии, а затем и возвращает оборонному ведомству старое название: Министерство войны. Израиль, в свою очередь, позиционирует себя как страну, которая вместе с США будет формировать новый миропорядок, как минимум на Ближнем Востоке.

Однако любое действие вызывает противодействие. Похоже на то, что сейчас усилится поляризация мира и арабские монархии все сильнее начнут тянуться в сторону Китая вплоть до оформления военных союзов.
Это всего лишь радикальные сценарии грядущих событий. Реальность может быть соткана из сотен полутонов. Ясно только одно – ветхий ближневосточный ковер прошивается новыми узорами, и мы обязаны угадать их смысл.


