Icma.az
close
up
AZ
Новый сателлит

Новый сателлит

Армения и США создают надежную базу для стратегического двуединства

«Не путать туризм с политикой» - одно из популярных напутствий бывалых специалистов слушателям дипломатических школ и институтов. Говоря об этом, знающие подноготную трудной профессии профессионалы обращают внимание молодых кадров на то, чтобы не увлекались внешними эффектами в ущерб рабочим обязанностям. 

Нацеленность на результат обязывает быть собранным и концентрированным. Но беда в том, что иной раз несерьезным отношением грешат состоявшиеся в профессии кадры. Если спрос с них не строгий, то они, не мешкая, начинают манкировать, злоупотреблять появляющимися в процессе пустотами. 

А порой недобросовестные дипломаты сами сознательно идут на разряжение атмосферы вокруг решаемых дилемм, чтобы выстроить для себя обстановку ничегонеделания. 
Далеко за примерами ходить не надо. Злополучный опыт Минской группы ОБСЕ показал, как нельзя вверять судьбу серьезных проблем недобросовестным посредникам и дипломатам. Они определенно увлеклись политическим туризмом в серьезном деле и окончательно запороли вопрос. И как следствие, навлекли на себя вселенский позор.  
Их лавры не дают покоя армянским дипломатам, которые осваивают самые разные дипломатические маршруты, как заправские путешественники ради воспроизводства напряженного делового фона. Но не только для создания серьезного имиджа. Иреванские эмиссары еще и ударились в бойкий торг, где на кону - субъектность Армении. 
Воспользовавшись политическим межсезоньем в США, глава внешнеполитического ведомства Армении Арарат Мирзоян, как считают сторонники прозападного курса, совершил «судьбоносный прорыв», поставив свою подпись в хартии о стратегическом партнерстве. Однако хартии, согласно сложившейся традиции, обычно принимаются двумя или несколькими акторами в качестве публично-правового документа, в котором отображаются социально-политические права определенных стран, кругов и классов, а также их обязательства. Но в данном случае Армения и США подписали документ, именуемый ими «хартией», отдавая приоритет целям глубинного партнерства. Результат налицо. Без раскачки сразу же пошла актуализация имплементации. Небезынтересно знать, чем вызвана такая поспешность.    
Удостоившийся еще до ухода с поста неофициального звания худший государственный секретарь США за все времена Энтони Блинкен поторопился обрадовать публику первыми ростками от нового витка сближения с Арменией. Со страной, которая формально еще остается стратегическим союзником России, сохраняет за собой место в ОДКБ.  
Весть о том, что уже в ближайшие дни в Армению прибудет специальная команда по пограничной безопасности для проведения совместных профильных работ, стала сюрпризом и для армянских политических и экспертных кругов. На официальном уровне распространилось сообщение, согласно которому две страны совместными усилиями будут укреплять безопасность. Но так ли это на самом деле? 
Блинкен, который уже пребывает в эйфории в связи с завершением тяжелой работы на ответственном посту, вообще рисует картину маслом. Квалифицирует партнерские отношения с Арменией как «чудесные», отталкиваясь от данности, согласно которой Армения и США, совместно высекая «краеугольное достижение», создают надежную базу для стратегического двуединства. Под ней госсекретарь подразумевает комиссию, давая знать, что для поиска точек соприкосновения понадобилось не много времени, и к цели уже проложена короткая дорога. 
Он пророчит новому формату большое будущее, анонсируя широкий круг для взаимного сотрудничества в таких важных сферах, как оборона, безопасность, экономика, демократическое строительство, инклюзивное развитие, а также частные отношения, не пояснив, что под этим надо понимать. А вишенкой на торте для госсекретаря является сотрудничество в энергетической сфере с прицелом на ядерную энергетику. Это новое слово в отношениях двух стран, и надо полагать, что инициатива здесь за Америкой, которая вот уже много лет гнобит из-за атомной энергетики Иран, но с большим удовольствием открывает врата для Армении в престижный клуб. Правда, для превращения армянского государства в полноценную ядерную страну понадобятся годы, а может и десятилетия, однако это не случайно, что Вашингтон со знанием тонкостей регионального расклада охотно предлагает своему вассалу столь престижный эксклюзив. 
Это веский ответ не столько Тегерану, сколько Анкаре, которая скооперировалась с Москвой в проекте строительства атомной энергетической станции в Аккую. США не смогли предотвратить сделку, уж настолько решение Москвы и Анкары оказалось принципиальным. Янки такие вещи не только не забывают, но и по прошествии времени предпринимают ответ, вопреки ясному пониманию, что Турция идет на освоение мирного атома.   
Демократическая администрация всячески обхаживает Армению как нового сателлита, который очень важен для долгосрочных планов США в одном из ключевых регионов Евразийского континента. Вашингтон воспылал любовью к Иревану после победы Азербайджана во второй Карабахской войне, испытав тревогу за развитие событий по неожиданно изменившемуся сценарию. Речь идет о новом статус-кво, установленном решительными действиями Президента Ильхама Алиева. 
Баку после своего триумфа не стал унижать побежденного врага, напротив, предложил ему сотрудничество и постепенный отход от политики конфронтации, дал дорожную карту развития не только для Армении, но и всего региона. Похоже, это разозлило США и Западную Европу, для которых наличие горячих точек в мире остается желанным фактором. Тишина и спокойствие не нравятся сильным, и они всегда рады приветствовать напряжение и конфронтацию. 
Разве не видно было, как в американских коридорах власти занимаются подстрекательством в пользу проигравшей Армении, делая из Азербайджана виновника обострения? Постыдные слушания в Конгрессе США по так называемым правам человека в азербайджанском обществе и прочие выдуманные претензии стали поводом для ненужных бдений и поисков. Джемс О’Брайан и его команда, как истые выскочки, бросились обвинять Азербайджан по ложным поводам, обеляя тем самым виновницу карабахских войн, словно и не было ее агрессии, актов геноцида, разжигания сепаратизма и прочих преступлений.
Это не случайно, что глава внешнеполитического ведомства Армении, отвечая сердечностью своему американскому коллеге, отвешивал дифирамбы за «неустанные усилия пути поднятия двустороннего сотрудничества на новый качественный уровень». Бесспорно, США всегда оказывали безмерную поддержку Армении - даже тогда, когда Иреван оккупировал азербайджанские земли и проводил политику этнических чисток в Армении и Карабахе, наводил ужас на мирное население азербайджанских приграничных поселений. Иначе не было бы 907-й поправки к Акту о свободе, не было бы политической поддержки на уровне международных институтов. Американский истеблишмент традиционно именовал Армению форпостом демократии в Южном Кавказе даже тогда, когда радикальные режимы Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна жестоко подавляли свободу в армянском обществе, расстреливали в упор мирных демонстрантов в Иреване, вели охоту на политических оппонентов, физически устраняли конкурентов, как это было в октябре 1999 года в парламенте. 
Вопиюще терпимой реакцией на ужасные события Америка только стимулировала звериный нрав армянских политических кругов, которые всегда испытывали пристрастие к применению непропорциональной силы на всех уровнях и направлениях. Применяя насилие и варварство в отношении Азербайджана и его граждан, армяне как раз пользовались всемерной поддержкой Запада во главе с Вашингтоном, зная, что за проявление дикости им ничего не будет. Но все это не забылось в Азербайджане, стране, политическое руководство и общество которой на духу не мирилось и никогда не помирится с политикой двойных стандартов. 
Все непонятные и абсолютно предвзятые подходы и действия американских кругов применительно к Южному Кавказу выдавались за «продвижение прочного и долгосрочного мира в регионе». Да, на словах американцы всегда пели ласкающие слух песни о том, как они ратуют за стабильный и процветающий Южный Кавказ, поддерживают мирную повестку и меры ее реализации. Однако на деле все обстояло с точностью до наоборот. 
Южный Кавказ на протяжении тридцати лет продолжал оставаться цитаделью армянского терроризма. Его жертвами стали сотни, тысячи безвинных азербайджанцев. Осознанно превратив оккупированную территорию в серую зону, армянские гангстеры и дельцы чем только там не занимались. Незаконный оборот наркотиков, оружия, запрещенных товаров, торговля человеческими органами и прочие ужасы были в ранге нормы, но мир этого не замечал, а Запад нарочито повторялся о расцвете армянской дипломатии. 
Совесть чиста у Азербайджана, который информировал сообщество о всех кошмарах беззакония в регионе, за которым стояла Армении и ее зарубежные покровители, а потом и положил конец ужасам без конца. А для сторонников Иревана наступил ужасный конец, потому-то они и продолжают лоббировать армянский радикализм, пичкая его вооружениями и опасными технологиями. И как после всего этого верить тому, что Армения, присоединившись к Глобальной коалиции против ИГИЛ, окажется на правильной стороне истории? 
Говоря о приверженности борьбе с международным терроризмом, Иреван лукавит, а Вашингтон делает вид, что не владеет ситуацией о происхождении и проявлениях понятия «армянский террор». А впервые, между прочим, он появился на страницах влиятельного американского журнала Foreign policy в США в 1983 году с подачи самих американских исследователей этого ужасного явления. 
В мире уже есть реакция на партнерство Иревана с Вашингтоном, и оценивающие его объективные и выступающие из нейтральных позиций специалисты в один голос напоминают, что обеим сторонам важно исходить из принципа равной и неделимой безопасности, и партнерство не должно создавать угроз безопасности для других государств и международных объединений. Это даже не предложение, а требование, которое должно неукоснительно выполняться. 
Развивать отношения, выбирать партнеров, стимулировать дипломатию, пусть даже туристическую, - это право каждой страны. Но выбирая приоритеты и способы для достижения целей, нельзя создавать проблемы для соседей и других, и уж тем более нельзя нарушать привычный режим стабильности, воссозданный другими. 
Лучший способ самовыражения заключается в том, чтобы прибавлять рациональный потенциал всему полезному и востребованному. В Южном Кавказе для этого имеются все необходимые предпосылки и условия, и нет никакой необходимости стучаться в открытые двери, кооперируясь с теми, кто дружит со смутой. От нее все вдоволь устали. 

seeПросмотров:43
embedИсточник:https://br.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Суд удовлетворил ходатайство Варданяна Новости Азербайджана

17 Января 2025 21:55see138

СМИ: Кабмин Израиля одобрил сделку об освобождении заложников в Газе

18 Января 2025 03:49see126

Хуситы заявили о седьмой атаке на американский авианосец

17 Января 2025 22:28see124

ЕС не отменит санкции против России

17 Января 2025 22:03see123

Карабах и Шамахы в ожидании первого официального матча года

17 Января 2025 13:29see123

Али Асадов и Ираклий Кобахидзе обсудили перспективы двустороннего сотрудничества Новости Азербайджана

17 Января 2025 12:21see122

Теймур Мусаев о развитии медсотрудничества с Венгрией соединяющая 9 сел/ФОТО Видео

17 Января 2025 13:44see121

Церемония инаугурации Трампа пройдет в закрытом помещении Новости

17 Января 2025 23:01see118

Объявлен конкурс на перевод современных пьес на азербайджанский язык ПОДРОБНОСТИ

17 Января 2025 13:50see117

Фицо: Словакия примет меры, если Киев не пересмотрит решение по транзиту газа

17 Января 2025 23:52see116
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня