Обещать не значит жениться: замыслы Трампа являются зеркальным отражением путинских методов
Судя по заявлениям и принятым решениям Дональда Трампа, который уже как неделю обосновался в Белом доме, Европу, а так же соседние с США страны, ждут нелегкие четыре года президентской каденции эксцентричного политика и бизнесмена.
Еще до вступления в должность главы самой могущественной державы на планете Дональд Трамп не скрывал своих, будем называть вещи своими именами, экспансионистских замыслов. В ходе предвыборной кампании он предлагал Канаде и Мексике стать новыми штатами США. Тогда слова непредсказуемого, не лишенного чувства юмора Трампа одни приняли за шутку, другие расценили их как некий тактический ход.
Однако в первый же день своего президентства господин Трамп дал понять, что шутить он и не собирался, а вопрос присоединения Канады и Мексики является, скорее всего, стратегической задачей.
До Канады и Мексики «отеческого попечительства» Трампа удостоилась Гренландия. Новый старый президент, не мелочась, предложил Дании продать США эту автономную территорию. Основание для этой «мягкой экспансии» у Трампа, по его мнению, более, чем убедительное: «владение и контроль над Гренландией — абсолютная необходимость» для национальной безопасности США.
Кстати, о «гренландском аппетите» Трамп открыто высказался и во время своего первого президентского срока. Тогда, как и сейчас, он получил отказ. Но датчане и гренландцы встревожены не на шутку.
Так, премьер-министр Дании Метте Фредериксен, отвечая на вопрос журналистов о визите Дональда младшего в Гренландию, заявила, что «Гренландия принадлежит гренландцам», так что только местное население может определять ее будущее.
Она согласилась с тем, что «Гренландия не продается», но подчеркнула, что Дании необходимо самое тесное сотрудничество с США, ее близким союзником по НАТО. В свою очередь, премьер-министр острова Муте Эгеде был лаконичен в этом вопросе: «Гренландия принадлежит гренландскому народу».
А вот некоторые оппозиционные политики в Копенгагене оказались разочарованы реакцией официальных властей на визит сына Трампа.
Депутат-консерватор Расмус Ярлов написал в социальных сетях на английском языке, что «такой уровень неуважения со стороны президента США по отношению к очень, очень верным союзникам и друзьям является рекордным».
Однако, по всей видимости, негативная реакция и протесты датчан и гренландцев не особо интересуют президента США.
Телефонный разговор президента США Дональда Трампа и премьера Дании Метте Фредериксен, прошедший на прошлой неделе и посвященный Гренландии, наглядно продемонстрировал решимость главы Белого дома идти до конца в этом вопросе. Об этом сообщает Financial Times (FT) со ссылкой на источники.
«Пять нынешних и бывших европейских чиновников, посвященных в содержание разговора, сказали, что он прошел очень плохо», — сообщает газета.
По словам собеседников издания, Трамп настаивал, что он настроен серьезно на присоединение Гренландии к США.
«Он был непреклонным. Это было как холодный душ. До этого Трампа было тяжело воспринимать всерьез. Но я думаю, это все серьезно, и потенциально очень опасно», — отметил один источник.
«С намерениями все было очень ясно. Американцы хотят Гренландию. Датчане теперь – в режиме кризиса. Датчане крайне шокированы», — добавил другой источник.
Кроме того, в центре внимания Трампа остается и Панамский канал. И самое прискорбное для панамцев и гренландцев то, что американский президент отказался исключить, что сделает это военным путем. И это при том, что Трамп обещал, что в период его правления не «собирается начинать войны», а «собирается остановить их». Впрочем, обещать – не значит жениться, верно?
Напомним, что Дональд Трамп в инаугурационной речи заявил, что решение отдать Панамский канал было ошибкой. Трамп объяснил, что сейчас американские корабли сильно переплачивают за проход через Панамский канал, в том числе и корабли ВМС.
По его словам, каналом фактически управляет Китай. «А мы не отдавали его Китаю, мы отдавали его Панаме. И мы забираем его обратно», — заключил он.
Таким образом, в колыбели современной демократии уже наблюдаются зачатки диктатуры в лице Трампа. Да и сам новоизбранный президент США во время предвыборной кампании заявил, что хочет править как тиран, пускай и только на один день — так он рассказал о своих намерениях закрыть границу с Мексикой, чтобы решить вопрос нелегальной миграции.
Но вот вопрос: удержится ли Трамп от соблазна абсолютной власти временным промежутком в один день? Ведь, как известно, власть развращает человека, а абсолютная – тем паче. И никто не может дать гарантий, что вседозволенность на международной арене Трампу понравится настолько, что день ненавязчиво перейдет в четыре года.
А тем временем, одним росчерком пера Трампа, в США уже переименовали Мексиканский залив в Американский. А гора Денали, являющаяся самой высокой вершиной Северной Америки, отныне носит официальное название Мак-Кинли.
При виде этих предпринимаемых шагов невольно создается ощущение дежавю. Ведь с подобными действиями мир уже сталкивался, причем, совсем недавно. Правда, автором экспансионистских амбиций является человек, который находится по ту сторону океана, но также является главой огромного государства.
Даже невооруженным взглядом видно, что замыслы Трампа фактически являются зеркальным отражением путинских методов. Те же заявления о мире, национальной безопасности, стабильности и так далее. Даже можно сказать, что в этой области американский президент находится на шаг впереди от своего российского визави. Если Путин нацелился (во всяком случае, пока – авт.) на Украину, то Трамп решил действовать сразу в нескольких направлениях.
Мало того, как это не парадоксально, своими идеями президент США косвенно оправдывает военное вторжение России в Украину, предоставляя Путину мощный козырь. Ведь уже не завтра, а сегодня президент России может дать вербальную оплеуху своим внешним противникам со словами: «Предположим, я – диктатор, вы на своего «миролюбивого» проводника демократических ценностей поглядите».
Кто-то может счесть некорректным сравнение Трампа и Путина в данном контексте, аргументируя свою позицию тем, что американец пришел к власти на основе свободного волеизъявления народа. Аргумент так себе, слабенький. Если бросить взгляд на недавнюю историю, то и Путин в 2000 году стал во главе государства демократичным путем. Мало того, Адольфа Гитлера в 1933 году также выбрал народ. Вполне демократично.
Пока непонятно, как изменится геополитический ландшафт планеты в период правления непредсказуемого Трампа, но то, что он изменится не вызывает сомнений. Причем, отнюдь не опираясь на демократические столпы.
Еще гранд мировой политики Уинстон Черчилль говорил: «Демократия – худшая форма правления, однако, ничего лучшего человечество не придумало». От себя же добавим: особенно, если демократия, упакованная в красивую, подарочную коробку, медленно сползает в бездну диктатуры…