Он ушёл в своё вечное небо, спасая других : Интервью с вдовой Игоря Кшнякина
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Media az.
Летчики – это люди, привыкшие отвечать не только за себя, но и за жизни других. Именно таким был Игорь Иванович Кшнякин. За строгим обликом опытного командира с 40-летним стажем скрывался удивительно добрый и светлый человек. Он не просто работал в небе, а жил им, сочетая в себе стальную дисциплину и редкое умение сопереживать каждому. Авиация для него была не просто профессией, а подлинным призванием, в котором соединились его характер и чувство долга.
25 декабря 2024 года Игорь Иванович выполнял рейс Баку – Грозный на самолете Embraer E190 компании AZAL. Тот полет стал для него последним… Воздушное судно потерпело крушение в районе Актау (Казахстан). Небо, которому он посвятил всю жизнь, в тот день навсегда закрыло для него горизонт. За мужество и верность профессии Игорю Кшнякину посмертно присвоили звание Национального героя Азербайджана.
В преддверии годовщины трагедии Media.Az поговорила с вдовой Яной Вилковой, которая поделилась личными воспоминаниями о муже, его жизненных принципах, ответственности и человеческой теплоте.
– Каким вы вспоминаете мужа?
– Для всех нас Игорь был воплощением доброты. О нем просто невозможно сказать ничего плохого, настолько это был искренний и открытый человек. Он очень любил свою семью и близких людей. Мой супруг любил помогать людям и старался сделать мир вокруг лучше. Игорь протягивал руку помощи даже тем, кого почти не знал. Муж считал, что в жизни и так слишком много негатива и часто людям просто не к кому обратиться за поддержкой. Для него не имело значения, с какой целью к нему приходили, – важно было лишь то, что он может помочь.…
Игорь не был всемогущим, но никогда не оставался в стороне. Он действительно был человеком с большим и добрым сердцем… Если мог поддержать словом или делом, всегда это делал. В этом и проявлялся его характер пилота – настоящего мужчины, который привык брать на себя ответственность за других.
Вдобавок ко всему супруг всегда относился к любому делу с большой ответственностью. Во всем, за что он брался, будь то работа или бытовые мелочи, был удивительно собранным и скрупулезным. Стоило только подать идею, как Игорь уже был готов ее воплощать без лишних слов и долгих сборов.
– Что для вашего супруга означала профессия пилота? Ведь он родился в семье нефтяника и медсестры.
– Муж всегда рассказывал, что его мечта стать летчиком родилась еще в школе. Отец Игоря поначалу не одобрял этот выбор. Он хотел, чтобы сын пошел по его стопам – стал нефтяником. Поэтому Игорь подавал документы в летное училище втайне от отца, и только мама знала о его планах. Она действительно работала в сфере медицины и была очень отзывчивым человеком – как он говорил, настоящей «скорой помощью» для всех. Именно от нее Игорь унаследовал это желание всегда выручать людей.
– А как он учился в школе?
– Как обычный школьник того времени, мог и похулиганить, и оценки получал разные. Однако полученных знаний хватило, чтобы с первого раза поступить в Сасовское летное училище. Игорь был невероятно счастлив, хотя и переживал, как на это отреагирует отец. В итоге тот всё же принял выбор сына.
– 90-е годы прошлого века были трудным временем. Тогда многие меняли профессию, чтобы прокормить свои семьи. Не было ли у Игоря Ивановича мысли сменить работу на более спокойную и прибыльную?
– Он пришел в авиацию в 1982 году. Как бы тяжело ни было, Игорь ни одного дня не представлял себя в другой профессии.
Вы знаете, встретив Игоря, я переехала в Баку около двадцати лет назад из Украины. В первые годы нашей совместной жизни мне казалось, что я не смогу здесь себя реализовать, что мне будет трудно адаптироваться. В тот период мы, конечно, не раз обсуждали возможность переезда на мою родину. На это он всегда отвечал с присущим ему юмором. «Если и уезжать, то только работать пилотом. А кем еще я могу быть?» – говорил он.
– Профессия пилота неизбежно связана со стрессом и преодолением трудностей. Может быть, поэтому летчики очень ценят домашний уют. А какие семейные традиции помогали вам сохранять тепло и единство?
– Особых традиций у нас не было – мы жили так же, как и все обычные семьи. Однако для Игоря было принципиально, чтобы в доме всегда отмечались праздники. К примеру, к Новому году он начинал готовиться еще в начале декабря, заранее планируя меню и приглашая гостей. И перед трагедией мы тоже были в привычной суете: готовились к празднику и даже затеяли ремонт, о котором давно мечтали...
Кстати, Игорь никогда не позволял мне экономить на праздниках или отменять их. «Даже не думай», – говорил он, если я пыталась отказаться от своего дня рождения. Ему было неважно, где отмечать, главное – чтобы мы все были вместе. В последние годы он старался водить нас в рестораны, чтобы освободить меня от домашних хлопот, хотя сам очень любил домашний уют и прекрасно готовил. У дочек даже были свои любимые блюда, которые получались только у папы (улыбается).
Даже возвращаясь из командировок глубокой ночью, муж никогда не приходил с пустыми руками. Дети знали это и не ложились спать, дожидаясь своих подарков. Это был наш маленький семейный ритуал. Я иногда даже злилась на него за лишние траты, но он только отмахивался, ведь радость дочерей была для него важнее всего.
В семье мы отмечали почти все праздники: и Новруз, и Пасху, и государственные даты. Он искренне любил жизнь и хотел, чтобы наш дом всегда был наполнен этим теплом.
Профессия летчика всегда оставалась за порогом нашего дома. Действительно, на работе Игорь был человеком жестким и собранным. Но, как только приходил домой, преображался. Его удивительная мягкость в кругу родных поражала. Я знала ключик к его характеру. Даже если на какую-то просьбу он сначала отвечал строгое «нет», нужно было просто дать ему время. Он остывал, обдумывал всё и сам возвращался к разговору со словами: «Хорошо, давай сделаем, как ты хочешь»...
Игорь был мудрым человеком. Он научил меня не тратить драгоценную жизнь на обиды, умел быстро «выпустить пар» и вернуться к разговору с чистым сердцем.
Только со временем я в полной мере осознала, какая колоссальная нагрузка и риск стояли за его работой. Сегодня, оглядываясь назад, мне пронзительно жаль, что я так редко говорила ему, как сильно его люблю. Кажется, что этих слов никогда не бывает достаточно, когда человека такого масштаба больше нет рядом...
– Были ли у вашего супруга какие-то принципы, от которых он не мог отступить?
– Да, безусловно, такие принципы у него были. Прежде всего, как я уже говорила, – это ответственность. Если он брался за что-то, то доводил дело до конца и делал это максимально хорошо. Он не признавал формального отношения ни к работе, ни к людям. Иногда супруг рассказывал дома о рабочих моментах, и мне казалось, что в каких-то ситуациях можно было бы быть снисходительнее. Однако Игорь считал, что в профессии нельзя давать слабину: любая поблажка завтра обернется потерей дисциплины, а в авиации этого допускать нельзя.
– А как эту требовательность воспринимали коллеги?
– Они искренне уважали Игоря. Коллеги говорили, что, даже когда он повышал голос, в этом не ощущалось злости или раздражения – это была жесткость ради дела. Именно поэтому к нему относились с теплом, уважением и доверием.
– Мало кто знает, но Игорь Иванович в 2020 году совершил экстренную посадку, спасая пассажира. Как он сам рассказывал об этом случае?
– Подобные ситуации в его практике случались не раз. Поэтому и тот случай не был для него чем-то из ряда вон выходящим. Просто очередная рабочая ситуация, которая, к счастью, закончилась благополучно.
Тогда пассажиру стало плохо, и экипаж начал действовать по отработанному алгоритму. Еще в полете командир вызвал все необходимые службы, и к моменту посадки у борта уже ждала скорая помощь. Сразу после открытия люка врачи поднялись на борт, оценили состояние человека и оперативно эвакуировали его.
Игорь никогда не делал из таких случаев трагедии – для экипажа подобные ситуации являются частью работы. «Это не редкость и не исключение», – говорил он.
– И завершая наше интервью: каким бы вы хотели, чтобы Игоря Кшнякина запомнили люди?
– Мне сложно выделить что-то одно… В нем было слишком много положительных качеств. Очень хотелось бы, чтобы его запомнили светлым, добрым человеком, искренне любящим жизнь и людей.
Знаете, он ушел в свое вечное небо так, как и жил: защищая, спасая, неся ответственность до самой последней секунды. Для истории он останется в списках героев, в памяти коллег – безупречным профессионалом, а для нас – тем самым добрым папой и мужем, которого мы всегда будем любить и помнить...
Тамилла Каримова
Другие новости на эту тему:
Просмотров:97
Эта новость заархивирована с источника 24 Декабря 2025 19:34 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















