Осторожнее с выборами!
Icma.az, со ссылкой на Zerkalo.az, информирует Осторожнее с выборами!.
Пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили считает, что Россия превратила Грузию в полигон для испытания гибридной стратегии. Об этом она заявила в беседе со СМИ.
Соответственно, по мнению Зурабишвили, на данном этапе не время проводить выборы в Украине.
«Россия превратила нашу страну в испытательный полигон гибридной стратегии. Она использует этот метод не только против Грузии, она использует его также в Румынии и Молдове, а завтра может применить и в других местах.
И когда мы говорим о президентских выборах в Украине, это именно тот путь, которым Россия, которая не смогла выиграть войну и не уверена в успехе мирных переговоров, попытается подчинить Украину. Поэтому осторожнее с выборами, готовьтесь к ним, но на данном этапе не время для их проведения в Украине!» — добавила она.
По словам Зурабишвили, гибридная стратегия России представляет угрозу и является общей проблемой. «Если этому не противостоять в Грузии, она по Черному морю распространится и на другие места. Германия, стоящая перед выборами, также хорошо видит, что гибридная стратегия представляет опасность и на ее территории. Так что, мы являемся общей целью и общей проблемой», — отметила Зурабишвили.
Как же следует относиться к перспективе проведения президентских выборов в Украине уже в этом году? Насколько опасно это для Украины? Права ли в своих предупреждениях президент Зурабишвили? Что может сотворить Кремль во время избирательной кампании в Украине?
На эти вопросы # ответили известные украинские эксперты.
Директор Центра политических исследований «Пента» Володимир Фесенко:
— Любые выборы в Украине, в том числе и президентские, уже в этом году будут возможны только в одном случае – если прекратятся военные действия, и будет отменено военное положение, которое запрещает проведение любых выборов во время войны.
Судя по различным косвенным признакам, Россия поднимает тему выборов в Украине в контексте мирных переговоров, и явно будет пытаться использовать выборы для воздействия и на внутриполитический процесс в Украине, и на мирные переговоры (или на реализацию мирных договоренностей).
Однако надо учитывать, что грузинская и украинская политическая ситуация очень отличаются друг от друга, в том числе и с точки зрения возможностей влияния России. И методы гибридного воздействия России на Грузию, Молдову и Украину также очень отличаются друг от друга. В Грузии правящая партия, тайно связанная с Кремлем и стремящаяся к постепенному возвращению Грузии в российскую сферу влияния, использует российские методы и связи с Россией для сохранения своего правящего статуса. В Молдове Россия помогает информационно, политически и финансово прокремлевским политическим силам в попытках вернуться к власти.
В Украине пророссийские политические силы запрещены после начала полномасштабного российского вторжения в Украину. А те из бывших пророссийских политиков, которые остались в легальном политическом поле, не имели шансов вернуться к власти и после 2014 года, а сейчас так тем более. Максимум на что могут рассчитывать остатки бывших пророссийских сил в Украине – это побороться за преодоление пятипроцентного избирательного барьера и прохождение в парламент. Но там они будут в оппозиции и явном меньшинстве.
Однако, поднимая тему выборов в Украине в контексте мирных переговоров, Кремль пытается продвинуть свой нарратив о якобы нелегитимности украинской власти, а тем самым о том, что сейчас невозможны официальные переговоры о мире с участием Украины. Кремль пытается убедить Администрацию Трампа в том, что участие Украины в мирных переговорах возможно только в том случае, если в Украине будут проведены выборы и новые украинские власти получат мандат легитимности. А пока этого не произошло, мирные переговоры должны идти только между Россией и США. То есть через использование темы выборов Россия хочет отстранить украинское руководство от участия в мирных переговорах хотя бы на этапе переговоров о прекращении огня.
Если США согласятся с такой логикой, тогда Россия начнет навязывать требование легализации пророссийских политических сил в Украине. Исходя из логики, которую озвучил вице-президент США Джей Ди Венс на Мюнхенской конференции по безопасности, Администрация Трампа может поддержать такое требование. Естественно, любая попытка легализации пророссийских политических сил в Украине вызовет массовое и сильное возмущение и простых граждан, и различных политических сил. Любая попытка заблокировать легализацию пророссийских политических сил в Украине и их участие в выборах будет использовано Россией для непризнания результатов послевоенных выборов в Украине, а то и для отказа от соглашения о прекращении огня. Это наиболее вероятная переговорная ловушка, связанная с темой выборов, которую Россия может использовать против Украины.
Россия также будет использовать предвыборную борьбу в Украине для дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине и провоцирования внутреннего раскола в украинском обществе.
Поэтому риски использования Россией гибридных методов воздействия на Украину через процесс выборов действительно существуют. Однако это не означает, что Украина должна отказаться от проведения послевоенных выборов. В случае завершения военных действий такие выборы не только возможны, но и необходимы (для снятия накопившегося социально-политического напряжения). Однако Украина должна заранее проинформировать своих европейских, и особенно американских партнеров о невозможности допуска к таким выборам тех политических сил, которые поддерживали агрессора и предали свою страну.
Руководитель фонда «Украинская политика», аналитик и историк Константин Бондаренко:
— Президентские выборы в Украине — это необходимость, поскольку у президента Зеленского сомнительная легитимность. Срок его полномочий истек в мае 2024 года, а Конституция Украины не содержит ни единого указания на то, что президент при каких-либо обстоятельствах может продлить полномочия (для Верховной Рады Конституция предусматривает возможность продления полномочий в условиях военного положения, для президента — нет). Таким образом подписанные Зеленским после 21 мая 2024 года международные документы могут быть в дальнейшем поставлены под сомнение. Поэтому выборы президента Украины являются необходимостью.
Зеленский говорит о том, что выборы невозможны в условиях военного времени. Специалисты по международному праву приводят ему десятки примеров проведения выборов в условиях войны. Новая аргументация Зеленского: выборы могут привести к гражданской войне, а Россия может провести на выборах своего кандидата. Но в Украине настолько зачищено политическое поле, уничтожена политическая конкуренция, что Россия вряд ли может претендовать на более-менее серьезный результат для контролируемого ею кандидата.
Речь идет о двух факторах. Первое: нежелание заканчивать войну в Украине (и это позиция не только Зеленского, но и ряда государств Европы). Второе: боязнь того, что уход из власти неизбежно поставит Зеленского перед судом — за систематическое нарушение Конституции Украины, злоупотребление властью, коррупцию и произвол в стране.
Саломе Зурабишвили поддерживается теми же силами вне Грузии, которые поддерживают и Зеленского. В данной ситуации я рассматриваю заявления экс-президента Грузии как элемент в процессе формирования большой Антитрамповской коалиции, желающей повлиять на глобальную повестку. В эту же коалицию входят и президент Зеленский, и ряд европейских лидеров, не желающих завершения войны и пытающихся сорвать мирный процесс.

