От транспортных коридоров к архитектуре стабильности ПО ИТОГАМ В ХАНКЕНДИ
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Vesti.
Накануне в Ханкенди завершился 17-й саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС), ставший знаковым событием как с политической, так и с символической точки зрения. Это первая международная встреча подобного уровня, проведённая на освобождённых территориях Азербайджана, что само по себе является отражением тектонических сдвигов в региональной геополитике. Саммит собрал лидеров стран — членов ОЭС, подтвердивших свою приверженность идеям экономической интеграции, расширения транспортных коридоров, укрепления энергетического сотрудничества и общей архитектуры безопасности. Однако не менее важным оказалось и политическое измерение встречи — особенно на фоне сложной конфигурации двусторонних отношений между рядом стран региона.
Ярким примером изменения политической риторики и возобновления регионального диалога стало участие президента Ирана Масуда Пезешкиана в саммите ОЭС в Ханкенди. Его присутствие приобрело особое значение на фоне ранее озвученных резких заявлений отдельных иранских политиков, обвинявших Азербайджан в предполагаемой поддержке Израиля в его конфронтации с Ираном. В условиях столь напряжённого фона ожидалось, что Пезешкиан может отказаться от визита. Однако его приезд не только опроверг подобные предположения, но и стал важным сигналом о готовности Тегерана к продолжению конструктивного диалога с Баку.
Показательной стала тёплая и доброжелательная встреча лидеров Азербайджана и Ирана, сопровождавшаяся жестами уважения и взаимопонимания, что визуально подчеркнуло стремление к деэскалации и сближению. Более того, накануне саммита Пезешкиан выступил с рядом заявлений, отражающих новую тональность внешней и внутренней политики Ирана. В частности, он выразил намерение принципиально пересмотреть подход к решению вопроса образования азербайджанского населения на родном языке, что воспринимается как важный шаг навстречу не только Азербайджану, но и Турции, с которой Иран также стремится к выстраиванию устойчивого партнёрства.
Именно в такой атмосфере конструктивности прошли переговоры Пезешкиана не только с азербайджанским, но и с турецким коллегами. Не случайно уже по возвращении из Ханкенди президент Ирана, выступая перед журналистами и членами правительства, отметил: «Некоторые говорили мне, что эта поездка может быть для меня опасной. Но, как видите, я поехал и вернулся без проблем. Моя беседа с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым прошла в дружественной обстановке. У меня также была очень хорошая и конструктивная беседа с президентом Турции. С премьер-министром Пакистана мы обсудили отношения между двумя странами».
Региональные лидеры поздравили своего иранского коллегу с прекращением ирано-израильской войны, и, что очень важно, дали понять, что осуждают любую вооружённую эскалацию в отношении члена организации, какими бы причинами она ни была продиктована. Поскольку если сегодня это случилось между Израилем и Ираном, завтра это может произойти с любой другой страной ОЭС. Тем более что несколько месяцев назад Пакистан также подвергался нападению со стороны Индии, что вызвало аналогичную реакцию региональных партнёров Исламабада.
Неслучайно вопросы безопасности стали одними из обсуждаемых на саммите, хотя Организация экономического сотрудничества, как известно, традиционно фокусируется на вопросах экономики, торговли и инфраструктурных связей. На фоне глобальных геополитических изменений, конфликтов в сопредельных регионах и трансформации региональных союзов безопасность всё чаще воспринимается как неотъемлемая часть устойчивого экономического развития.
Участники подчёркивали необходимость укрепления транспортной и энергетической безопасности, включая защиту международных коридоров и критически важной инфраструктуры. Особое внимание было уделено обеспечению стабильности в районах прохождения проектов, таких как инициативы «Север — Юг», «Восток — Запад» и Транскаспийский маршрут.
В кулуарах саммита обсуждалась и непрямая роль ОЭС в снижении напряжённости между рядом государств, что особенно актуально на фоне двусторонних трений и конкуренции в ряде секторов. В этом контексте саммит продемонстрировал потенциал организации в формировании платформы мягкой силы и дипломатического посредничества.
Некоторые выступления также затрагивали вопросы информационной безопасности, защиты национальных интересов в условиях цифровой трансформации, а также необходимость противодействия трансграничным угрозам, включая экстремизм, незаконный оборот наркотиков и миграционные вызовы.
Таким образом, вектор расширения повестки ОЭС в сторону безопасности свидетельствует о созревании организации как более комплексного формата регионального сотрудничества, способного не только объединять экономики, но и формировать коллективную устойчивость к внешним рискам.


