Пакистан и Армения: шаг навстречу миру Эффект ШОС и эхо вашингтонских договоренностей
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
Практически все армянские СМИ с большим удовольствием сослались на страничку министра иностранных дел Пакистана Исхака Дара в соцсети Х, на которой он сообщил об установлении страной дипломатических отношений с Арменией. По его словам, вместе со своим армянским визави Араратом Мирзояном они подписали Совместное коммюнике и обменялись им в кулуарах XXV саммита ШОС в Тяньцзине (Китай). Дар уточнил, что стороны подтвердили приверженность принципам и целям Устава ООН, договорившись о совместной деятельности в направлении укрепления двустороннего сотрудничества в различных сферах — экономике, образовании, культуре и туризме.

Правительства Армении и Пакистана также договорились об обмене представителями и предоставлении друг другу необходимой помощи для реализации дипотношений на взаимной основе, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и международной практикой.
Этот контекст привлёк внимание аналитиков, так как с момента обретения Арменией независимости Пакистан не признавал данную страну. Причины этого известны, но мы посчитали уместным привести комментарии Мухаммада Фахима (Международный университет Рифа–Лахор, Пакистан). Как он отмечал ранее, многие «не знают о том, что Пакистан не признаёт Армению и не имеет с ней никаких официальных дипотношений из-за принципиальной позиции Исламабада в вопросе Карабаха». Указывалось также, что Армения в ходе Первой Карабахской войны оккупировала более 20% международно признанной территории Азербайджана.
Пакистан же, имея братские и тёплые отношения с Азербайджаном, всегда поддерживал позицию Баку в вопросе восстановления территориальной целостности, не признавая Армению в качестве суверенного государства.
В свою очередь, Азербайджан неизменно поддерживал Пакистан в кашмирском вопросе, тогда как Армения, отказываясь вывести войска с международно признанных азербайджанских территорий во исполнение резолюций Совбеза ООН, «поддерживала заклятого врага Пакистана – Индию» в качестве дипломатического шага против Исламабада.
Следует напомнить, что Пакистан стал вторым государством в мире (после Турции), признавшим независимость Азербайджана. В 2002 году Баку и Исламабад подписали Соглашение об оборонном и военном сотрудничестве. Пакистан также оказался первой страной, принявшей резолюцию, осуждающую Ходжалинский геноцид: Сенат страны признал трагедию геноцидом в 2012 году. Уже в следующем году Азербайджан принял участие в военно-морских учениях AMAN-2013, организованных Пакистаном.
Когда в 2016 году появилась информация о намерении Пакистана подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, в оборот была запущена идея возможного обмена: Армения не блокирует планы Исламабада, а Пакистан признаёт Армению.

Тогда директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин пояснял, что решения принимаются консенсусом, и Армения как член организации может «выразить недовольство сотрудничеством с Пакистаном». Также он добавил: «Признание Армении может быть козырем Пакистана — мы признаём независимость, а вы создаёте благоприятный режим для движения экспортной продукции. Тем самым они облегчат себе возможность договора с ЕАЭС». По словам Лепехина, «азербайджанский фактор можно учитывать, но он не будет решающим, так как Пакистан больше интересует экономика».
Но не тут-то было. И не могло быть иначе с учётом однозначной позиции Исламабада в отношении Южного Кавказа. В результате уже в 2017 году Пакистан и Азербайджан договорились о поставках в Баку продукции ВПК, а также о расширении торгово-энергетических и культурных связей.
Подписанная же в 2021 году главами МИД Азербайджана, Пакистана и Турции Исламабадская декларация была направлена на усиление взаимодействия в сферах политики, экономики и безопасности. В ней подтвердили приверженность трёхстороннему сотрудничеству в оборонной сфере, включая обмен передовым опытом и технологиями.
Таким образом, лишь после парафирования президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в «офисе N1 в мире» текста мирного соглашения, вобравшего в себя все озвученные Баку принципы, Пакистан начал рассматривать возможность установления дипотношений с Арменией. Этот процесс проявил и международный формат вашингтонских договорённостей, высветившийся, в том числе, благодаря безоговорочному лидерству Азербайджана в регионе. Не вызывает сомнений, что данный шаг Пакистана был предпринят после консультаций с Баку.

В этом контексте вспоминаются слова президента Ильхама Алиева в начале 2025 года о том, что Азербайджан и Пакистан будут продолжать поддерживать друг друга по всем вопросам международных отношений, особенно в аспекте обеспечения суверенитета и территориальной целостности.
Посему Армения не должна нарушать американские договорённости, если действительно намерена перепрофилироваться из объекта мировой политики в её субъект.


