Пезешкиан не принял приглашение Путина. Почему? Фаршид Багериан комментирует для
Согласно сайту Haqqin, передает Icma.az.
Среди почетных гостей президента России на военном параде в Москве, приуроченном к 80-летию Победы, отсутствовал президент Ирана Масуд Пезешкиан – факт, вызвавший оживленные дискуссии в средствах массовой информации ИРИ. Эксперты в Тегеране искренне недоумевают: почему президента исламской республики, которого Владимир Путин неоднократно называл «другом и стратегическим союзником» России, не было в числе почетных гостей?
Особенно контрастно это выглядело на фоне демонстрации колонны автомобилей с иранскими беспилотниками Shahed-136, переименованными в России в «Герань-2». Их участие в параде стало символическим напоминанием об иранском вкладе в российскую военную кампанию в Украине.
Иранские власти не хотели оказаться на Красной площади в компании союзников Владимира Путина в тот момент, когда в Омане продолжаются важные переговоры между представителями ИРИ и США
Как рассказал в интервью haqqin.az известный иранский политический аналитик Фаршид Багериан, согласно дипломатическому протоколу, приглашения на парад Победы были разосланы во все посольства в Москве, включая дипломатическую миссию Ирана. При этом в приглашениях не указывались конкретные должности или имена возможных участников.
«Я считаю, что изначально участие Пезешкиана в параде не входило в планы президента Ирана, - отметил аналитик. - Вероятно, по этому поводу не было соответствующего указания и со стороны рахбара Али Хаменеи».
По словам Багериана, иранские власти не хотели оказаться на Красной площади в компании союзников Владимира Путина в тот момент, когда в Омане продолжаются важные переговоры между представителями ИРИ и США.
Багериан уверяет, что Пезешкиан изначально не принял приглашение России
«В нормализации американо-иранских отношений заинтересованы такие страны, как Азербайджан, Армения и другие соседи Ирана, - подчеркнул эксперт. – Ибо возможный военный конфликт негативно отразился бы на всем регионе. Но есть страны, которые вообще не заинтересованы в сближении Ирана и США, и Россия в их числе. В Москве прекрасно понимают, что в случае успеха переговоров в Омане санкции с Ирана будут сняты не для Китая, России или Европы, а исключительно для американских корпораций. США сегодня действуют через призму экономической выгоды, а Иран — крайне перспективный рынок для американских инвестиций. Такой сценарий абсолютно не устраивает Россию».
Багериан напомнил, что с первых дней президентства Масуд Пезешкиан последовательно стремится к восстановлению диалога с Вашингтоном. Выступая с трибуны ООН, он подчеркнул, что иранский народ — дружественный по отношению к США. Это заявление вызвало положительную реакцию в администрации Дональда Трампа, где с воодушевлением отозвались о ходе переговоров в Омане. И пока итоги политического диалога между Тегераном и Вашингтоном все еще не ясны, очевидно, что иранское руководство старается подчеркнуто дистанцироваться от России.
«Демонстрация иранских "Шахедов" на параде Победы в Москве — это своеобразный месседж Путина американцам: мол, пока вы ведете с Ираном переговоры в Омане, Исламская Республика уже участвует в украинской войне, которую Дональд Трамп безуспешно пытается остановить», — добавил иранский политолог.
По мнению Фаршида Багериана, прекращение конфронтации и нормализация американо-иранских отношений выгодны Соединенным Штатам как с экономической, так и с политической точки зрения. Но одним из условий снятия санкций по мнению аналитика станет дистанцирование Тегерана от Москвы и Пекина.
«В случае нормализации американо-иранских отношений Россия утратит важный инструмент влияния на ИРИ, включая возможность использовать ее в качестве транспортного коридора в регион Персидского залива. И это станет серьезным геополитическим ударом по российским интересам», - резюмировал Багериан.
Демонстрация иранских "Шахедов" на параде Победы в Москве — это своеобразный месседж Путина американцам: мол, пока вы ведете с Ираном переговоры в Омане, Исламская Республика уже участвует в украинской войне, которую Трамп безуспешно пытается остановить
Рассуждая о позиции Китая, политолог отметил, что Пекин с настороженностью следит за развитием ситуации. На фоне американских угроз ударить по Ирану, Китай начал поиск альтернативных точек опоры в регионе – в частности, в лице Египта, Туниса и других стран.
«Начавшиеся в Омане переговоры подрывают китайскую надежду на стратегическое партнерство с Тегераном, - считает Багериан. - Китай не заинтересован ни в военном конфликте, ни в мирном соглашении, если одним из условий договора между США и ИРИ станет ослабление связей Тегерана с Пекином. Война в регионе — это колоссальные риски для инвестиций, логистики и торговли. А мир — это риск потерять влияние на Тегеран».
Напомнив, что ранее президент Пезешкиан анонсировал возможный визит Владимира Путина в Тегеран, эксперт назвал его «маловероятным».
«Одна из ключевых тем переговоров в Омане — полная нормализация отношений между Тегераном и Вашингтоном, восстановление дипломатических связей и открытие посольств, - перечислил Фаршид Багериан. - Очевидно, что в такой момент визит российского лидера в Иран будет воспринят, как политический сигнал, способный осложнить диалог с США. И это явно не тот фон, на котором иранское руководство хотело бы принимать у себя Владимира Путина».


