Плацдарм для натиска
Закрепившись в Армении, американцы усилят давление на Грузию, Иран…
Подписав Хартию о стратегическом партнерстве с США за считаные дни до ухода администрации Байдена, Армения, как считает ее руководство, в последний момент заскочила в уходящий поезд и считает этот момент своим историческим достижением в отношениях с ведущей мировой державой.
Но вот только села Армения в другой поезд и не в тот вагон, отдаляющий ее от региона, где решать проблемы нужно с соседями, а не с заокеанскими друзьями, которые на самом деле никакие ей не друзья.
Здравомыслящая часть мирового политического сообщества задается вопросом: для чего это надо было администрации Байдена? Неужто только чтобы положить в политический кейс собственного позорного правления нечто «положительное» из разряда добрых дел?
О том, что это даст Армении и как отразится на регионе Южного Кавказа, в частности на подписании мирного соглашения с Азербайджаном, в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал руководитель аналитического центра 3-rd View, востоковедРауф Раджабов.
- На мой взгляд, это серьезный документ. Тем более, что он был подписан прежней администрацией США всего лишь за 6 дней до своего ухода. Аналогичные хартии американцы ранее подписали с Грузией, Украиной и Казахстаном. Учитывая это, я не думаю, что подписавший данный документ теперь уже бывший госсекретарь Энтони Блинкен не советовался по этому поводу со своим сменщиком - Марком Руббио. Без согласия будущей администрации вряд ли уходящая администрация осмелилась бы подписать столь серьезный документ. Более того, это стратегический документ и, стало быть, его реализация ложиться уже на плечи нынешней администрации Белого дома. Из текста документа видно насколько он серьезен - в нем говорится о сотрудничестве в сфере политики, безопасности, экономики, энергетики. На фоне отсутствия аналогичного документа между США и Азербайджаном и все еще действующей 907-й поправки, которая была восстановлена как раз в период президентства Байдена, это оказывает негативное воздействие на американо-азербайджанские отношения и перспективы армяно-азербайджанского переговорного процесса. То есть, налицо прямое вмешательство Вашингтона в дела Южного Кавказа.
- Насколько эта хартия отразится на региональном формате «3+3»?
- Это означает развал регионального формата «3+3». Ведь в данный формат Америка не вхожа и, вообще, он не предусматривает участие какого-либо внерегионального государства, пусть это даже сверхдержава в лице США. То есть, формат «3+3» изначально создавался с той целью, чтобы все вопросы в регионе Южного Кавказа решались странами, непосредственно расположенными в этом регионе (Азербайджан, Армения, Грузия) и их ближайшими соседями (Россия, Турция, Иран). Однако, армяно-американская хартия предполагает прямое военно-политическое, экономическое и культурологическое присутствие США в Армении и, соответственно, на Южном Кавказе. Тем самым американцы получили плацдарм в регионе, откуда они могут начать движение как на север, так и на восток и на юг. И уже ясно, что дальнейщия действия американцев из Армении будут распространяться в первую очередь на Грузию и Иран. В частности, новый госсекретарь Руббио и советники президента Трампа по безопасности настроены жестко в отношении Ирана и считают, что иранский вопрос необходимо решать как можно быстрее.
Транспортно-логистический вопрос также является одним из серьезных пунктов хартии. Это означает претворение в жизнь проекта Пашиняна по созданию «армянского перекрестка», хотя в реальности Армения на сегодня является транспортным тупиком. И с этой целью американцы хотели бы взять под свой контроль Зангезурский коридор. Отсюда и растут уши явного нежелания Иревана отдавать контроль над Зангезурским коридором российским пограничникам, как это указано в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года. То есть, контроль предназначен для американцев, которые не хотят отдавать его даже европейцам. В ответ Евросоюз так и не выделил обещанные Армении 2,6 млрд евро помощи, так как часть этой помощи как раз была предназначена для строительства армянского участка Зангезурского коридора. Тем самым Вашингтон самостоятельно желает контролировать данный стратегический путь, начинающийся в Китае, проходящий потом через Центральную Азию, Каспий, Южный Кавказ, идущий далее в Турцию и Европу. Азербайджан на этом пути играет роль важного транспортно-логистического хаба, где пересекаются такие важные маршруты, как Восток-Запад и Север-Юг. Американцы конечно же хотели бы все это взять под свой контроль.
- Хартия была подписана на фоне нарастающих армяно-российских противоречий и постепенного вывода российских пограничников из Армении. Означает ли это, что твердую настроенность Иревана на разрыв всех отношений с Россией и в сфере обороны и безопасности в частности?
- Естественно. Как можно формировать свои вооруженные силы и систему безопасности по самым разным стандартом, зачастую противоречащим друг другу: российским, американским, европейским, иранским, индийским… Это просто невозможно. Должен быть единый стандарт и для этого лучше всего подходит американский, даже не натовский.
Команда Трампа однозначно нацелена на сохранение однополярного мира, в котором будет главенствовать только США. Евросоюз будет играть при этом лишь вспомогательные функции. Потому американцы сами, не считаясь с мнением или пожеланием ЕС желают взять под свой контроль Зангезурский коридор.
Точно также американцы не потерпят российского военного присутствия в Армении. Одновременное нахождение вооруженных представителей двух соперничащих держав на территории одного государства неминуемо приведет к их столкновению. А присутствие России в Армении пока еще очень велико: четыре погранотряда, 102-я база, две военно-воздушные базы и пр. Данное присутствие будет постепенно сокращаться, пока последний российский военный не покинет армянскую территорию. Недаром, в ходе недавнего своего визита в Москву, глава МИД Армении Арарат Мирзоян, отвечая на вопрос российского журналиста, заявил, что раньше Армения действительно нуждалась в российских пограничниках, в частности на границе с Ираном, но сейчас уже не нуждается. Не удивлюсь, если вскоре подобное заявление будет сделано и по поводу российских пограничников на армяно-турецкой границе, так как отношения между Арменией и Турцией будут постепенно налаживаться на фоне налаживания армяно-азербайджанских отношений. После чего произойдет вывод 102-й базы. А принимая во внимание тот факт, что большинство военнослужащих-контрактников на этой базе являются этническими армянами, которые, разумеется, останутся в Армении, то Москве надо будет лишь вывезти со 102-й базы вооружение и оборудование, как она сейчас это делает в сирийском Тартусе.
Следует также понимать, что США войдут в Армению со своими военными только с целью долгосрочного присутствия, полного контроля над армянской территорией и властью, чтобы контролировать принятие официальным Иреваном важнейших стратегических решений, особенно во внешней политике. Это отвечает интересам администрации Трампа, поскольку полностью соответствует главному лозунгу новой администрации сделать Америку снова великой.
- Но есть государства, которым вовсе не улыбается перспектива такого усиления США в регионе Южного Кавказа…
- Согласен. Недаром, 17 января, буквально спустя три дня после подписания армяно-американской хартии, в Москве был подписан российско-иранский договор о стратегическом партнерстве. Я не исключаю, что стороны знали по не дипломатическим каналам кто из них с кем, когда и какой документ будет подписывать. Вероятно, что Армения и США просто опередили Россию и Иран с подписанием документа, сыграли на опережение, либо Москва и Тегеран решили не отставать от Вашингтона и Иревана и следом, как бы в ответ, подписали свой документ.
- Ожидаете ли вы существенных подвижек в армяно-азербайджанском переговорном процессе в 2025 году?
- Полагаю, что получится достичь успеха в переговорном процессе. Ведь из 17 статей будущего мирного договора 15 уже согласованы. Оставшиеся две статьи тоже могут быть согласованы в течении этого года. Более того, большое позитивное влияние на ход переговорного процесса могла бы оказать добровольная передача Иреваном под контроль Баку трех эксклавных азербайджанских сел Газахского района Азербайджанской Республики, все еще находящихся под оккупацией Армении. То есть, без реализации Баку на деле доктрины «к миру через силу», без спецоперации и пролития крови, а в рамках процесса делимитации и демаркации границы.
В пользу успешности переговорного процесса говорят и оптимистические заявления главы МИД Турции Хакана Фидана, неоднократно в течение прошлого года хвалившего армянскую сторону за позитивный настрой на переговорах. Позитивно на переговорный процесс влияет и нынешняя ситуация в Грузии, когда властям удалось удержаться, а внутриполитическая ситуация не была дестабилизирована, несмотря на многочисленные попытки извне. Недаром грузинский премьер Ираклий Кобахидзе, находясь недавно с визитом в Баку, заявил о том, что все возникающие между собой вопросы страны Южного Кавказа должны решать сами, не призывая на помощь силы извне, даже не подключая формат «3+3», а только втроем. С этой точки зрения, Тбилиси мог бы стать той площадкой, где был бы подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией.
Однако, главным препятствием на пути подписания мирного соглашения остается отказ Армении исключить из своей конституции положение, в котором содержаться территориальные притязания на азербайджанские земли. Но затягивание переговорного процесса не может длиться вечно, окно возможностей не будет оставаться открытым сколь угодно. Тем более, что нет абсолютно никаких гарантий победы партии Пашиняна на внеочередных выборах. По сути, за годы своего правления ему не удалось добиться ничего серьезного кроме так называемой хартии, подписанной с США. Но пока этот документ не успел принести конкретной пользы Армении и его явно недостаточно для победы над оппозицией.
К тому же, нынешний премьер порядком уже успел испортить отношения с Россией и Москва уже не будет помогать ему победить, как она это сделала в 2021 году, не допустив военного переворота во главе с тогдашним начальником генштаба ВС РА Оником Гаспаряном.
Кроме этого, негативное влияние на ситуацию с мирным процессом в нашем регионе могут оказать любые позитивные для России изменения на украинском фронте. Так как Запад постарается в ответ дестабилизировать армянское направление, чего пока не хочет Москва. Она пока выжидает того, чем завершится дискуссия по Украине с новой американской администрацией.