По правилам шапито
Icma.az сообщает, что по информации сайта Бакинский рабочий.
Пашинян остается, даже если цирк уезжает
Премьер-министр Армении вошел в роль неадекватного оптимиста и штатного незнайки, что показал завершившийся накануне саммит Европейского политического сообщества в столице Албании Тиране.
Корреспондент общественного телевидения Азербайджана «выстрелил в десятку», обратившись к Николу Воваевичу с единственным вопросом, насколько тот готов отозвать конституционное положение о «миацуме» (так называемом «воссоединении Армении и Карабаха»). Выяснилось, что лидер реваншистов к субстантивным переговорам не готов.
И его на треке замирения хватает разве что на чашку кофе, аморфное словоблудие и жест одобрения от Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
В блиц-беседе с азербайджанской аудиторией Пашинян со ссылкой на основной закон и витиеватое решение конституционного суда вновь затянул старую песню о том, что никаких территориальных претензий его страна к своим соседям не имела и не имеет. Но мы-то знаем, что от своих слов Пашинян может отказаться в любую минуту, как это уже бывало не раз, и в стенах своего парламента в качестве юридического документа сослаться на вышеотмеченную преамбулу с правом народа на референдум.
Впрочем, не надо гадать, каково будет волеизъявление в соседней стране, судя, например, по факту недавнего языческого сжигания государственных флагов Азербайджана и Турции.
На первый взгляд, премьер-министр тут ни при чем (его партия на словах беленький «голубь мира», без единого пятнышка, а он сам даже осудил вандализм). Но ему не верит никто - как показала его короткая встреча с Президентом Ильхамом Алиевым в Тиране, армянский премьер уже перезрел в попытках обмануть своего многоопытного визави. На распространенном коротком видео видно, как Никол Воваевич лично обращается к Президенту Ильхаму Алиеву на полях саммита: «Пойдем выпьем кофе», на что получает резонный ответ: «Я приду после переговоров», не нуждающийся в переводе.
То есть глава государства вроде не прочь пообщаться, заранее зная дипломатический и лексический потенциал оппонента, но не более того. Причина в том, что Президент Ильхам Алиев в Тирану прилетел решать серьезные дела, а для европейского сообщества до сих пор ценен «армянский вопрос». А в том, что ложь является естественным стержнем болтовни премьер-министра Армении, многократно убеждались не только граждане его собственной страны, но и политики из самых разных стран. Мировое сообщество помнит, как тот же самый Никол Воваевич, который ныне активно репетирует каждый выход на политическую сцену в роли «сторонника мира» с официальным Баку, до Отечественной войны 2020 года играл диаметрально противоположную роль. Ведь это он спровоцировал большую экзекуцию своей армии и крикливыми заявлениями в Ханкенди о «принадлежности» Карабаха Армении, и военной выходкой на Товузском участке армяно-азербайджанской границы в июле того же года, от которого до оккупированных ранее территорий полторы сотни километров. Он обманывал и собственных избирателей, которые предпочитали дезертирство, особенно накануне точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года, вместе с совещанием в Иреване продлившейся менее суток. К чему это привело? К военно-политическому фиаско Армении, которое не раз скреплял своей подписью лично Пашинян, сам того не подозревая выводя на сцену региональной политики всяких архиепископов - адептов и активистов реваншизма.
Именно поэтому Никол Воваевич, не разбирающийся ни в дипломатии, ни в социологии и психике, особенно в «языке тела», не воспринимается всерьез у «старшеклассников», не говоря о столпах и лидерах геополитики. Ведь в Тиране собрались лидеры 44 государств не на завалинке посидеть, а обсудить глобальные вызовы, вопросы безопасности, миграции и энергетической устойчивости. То есть все было всерьез и по-взрослому, но только не для «ученика нулевого класса», не могущего даже спустя 7 лет пойти в начальную школу. И пока лидеры обсуждали важнейшие темы, премьер-министр соседней страны решил активно напомнить о себе, мол, «куда же вы без меня денетесь».
На опубликованных в социальных сетях кадрах видно, как он подходил к серьезным мировым лидерам, кривлялся, смеялся, здоровался, строил из себя значимую фигуру. Зрелище было нелепым, но пиком стал момент, когда Никол Воваевич под прицелом телекамер решил вклиниться в разговор между президентами союзнических и братских стран: Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Спрашивается, с какой стати, если идет конфиденциальная беседа один на один?
Дипломатам не надо объяснять тонкости этикета, но «ребячество» Пашиняна - отдельная история, когда «ему можно все», даже ручку или конфетку с гостевого стола умыкнуть, как то было не раз. Впрочем, попытка встрять в разговор взрослых дяденек так и не увенчалась успехом - турецкий лидер первым вежливо, но холодно отстранился. Сцена получилась настолько неловкой, что наблюдатели задались вопросом: а понимал ли Пашинян, где находится? Видимо, он все еще живет иллюзиями, что может быть полноправным участником какого-то диалога или региональным игроком, но его просто не удостоили вниманием. Возможно, если бы он не был хроническим вруном, результат был иным, однако подобная болезнь неизлечима, а потому в то время, как саммит продолжился, участники обсуждали будущее Европы, Пашинян, похоже, вновь оказался на обочине не только политических процессов, но и элементарного дипломатического приличия. И это очередной ожидаемый конфуз в коллекции армянской внешней политики, как и блиц-интервью общественному телевидению Азербайджана, когда весь мир увидел, что облеченный властью чиновник №1 Армении говорит, что у его страны нет и не было территориальных претензий к соседям.
Кстати, витиеватым был ответ Пашиняна нашему корреспонденту и про судьбу подлежащей естественному разложению Минской группы ОБСЕ (после войны в Украине ее сопредседатели в лице США, России и Франции вообще не вступают в контакты, лишь угрожая друг другу). Попытки руководства соседней страны игнорировать или противостоять официальному роспуску структуры также идут вразрез не только с позицией официального Баку, но и с текущей геополитической реальностью. И мы видим, что Никол Воваевич тянет время, избегая четких ответов на прямые вопросы, демонстрируя уклончивость в важных аспектах мирного урегулирования.
Но ему важно знать, что политику, ответственному за судьбу своего народа, не говоря о регионе, негоже зарывать голову в песок подобно страусу. Из конституции Армении необходимо исключить любые ссылки на Карабах, что критически важно для достижения подлинного и устойчивого мира между странами. Пока же мы не видим решимости в армянском руководстве: несмотря на заявления о возможном референдуме по изменению конституции в следующем году, ни сроков, ни текста будущих изменений представлено не было. Все эти факты указывают на отсутствие у Никола Пашиняна реального желания ускорить процесс заключения мирного договора, хотя официальный Баку десятки раз инициировал субстантивные переговоры, будучи готовым к справедливому, долгосрочному и устойчивому миру на благо не только Южного Кавказа, но и гораздо более обширного пространства.
Фидан САЛМАНЛЫ


