Почему Путин и Трамп выбрали Будапешт трамплином в мир , и что с этого словит Орбан Minval Politika
По материалам сайта Minval, передает Icma.az.
Венгрия — как переговорная площадка между президентами России и США по долгосрочному урегулированию украинского конфликта – находится сейчас в центре внимания «планеты всей». Но это далеко не спонтанный и не «проходящий» факт для премьер-министра Венгрии и в целом самой страны, даже если она не станет по-настоящему «островом Мира», как ее назвал Виктор Орбан.
Как известно, президенты России и США в ходе двухсполовиночасовой телефонной беседы (восьмой по счету после возвращения Дональда Трампа в Белый дом) условились о проведении второго, после Аляски, российско-американского саммита. Априори интригующего, во-первых, потому, что после беседы с Путиным Трамп отказался (по крайней мере, на данном этапе, однако изменчивом) торопиться с поставкам Украине американских дальнобойных ракет «Томагавк».
Во-вторых, стороны условились, что встреча состоится в Будапеште, то есть в не традиционном переговорном месте, к примеру, в Турции или в Саудовской Аравии. Соответственно, возникает вопрос: почему – Венгрия, столь одиозная для Евросоюза (что бы это значило?) Наконец, «чем сердце успокоится», и упокоится ли оно?
Официальная информация о телефонной беседе Путина и Трампа уже распространена Кремлем, Белым домом и его хозяином – сочтено, что она была «полезной, хорошей и продуктивной»; останавливаться на ней не будем. Сейчас идет подготовка к саммиту президентов России и США высокопоставленными чиновниками сторон: известно, что от американцев соответствующую группу возглавляет госсекретарь Марко Рубио.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подтвердил готовность своей страны предоставить площадку для российско-американских переговоров. «Планируемая встреча президентов США и России — отличная новость для миролюбивых людей всего мира. Мы готовы», — написал он в соцсети X.
В интервью венгерским СМИ Орбан заявил, что в Европе нет другого места, где можно провести встречу президентов США и России: ведь Венгрия, пояснил он, — «единственная страна (в ЕС), выступающая за мир».
Венгерский лидер, заметим, строго последователен в своей политике – он постоянно поддерживает усилия по мирному урегулированию украинского конфликта и критикует Евросоюз за поставки вооружения Киеву, а также зачастую блокирует санкции против России. При этом он считается не только «пророссийским» политиком, но и апологетом Трампа: бывают в мире и такие курьезы.
Но почему переговорной площадкой президенты США и России выбрали Венгрию? Ведь не только потому, что Орбан «любит» и Путина, и Трампа — по-Эйнштейну, все относительно, теперь уже включая мировую политику с ее виражами. И не только потому, что Венгрия не станет арестовывать Путина по вердикту Международного уголовного суда (МУС) – глава венгерского МИД Петер Сийярто полностью исключил такую возможность, гарантировав российскому президенту абсолютную безопасность (понятно, что на нее и на безопасность Трампа поработают не только спецслужбы Венгрии, но и России и США).
Напомним, Венгрия вышла из МУС и не считает себя обязанной исполнять его решения, как это было, например, в случае пребывания в Будапеште премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, ордер на арест которого Международный уголовный суд выдал в прошлом году.
С большой вероятностью, Венгрия (если, конечно, выбор президентов РФ и США до саммита не изменится) названа для рандеву не только из соображений «отблагодарить» Орбана, но и «дать по мозгам» Евросоюзу, еще раз продемонстрировать ему, что единства в его рядах нет (ведь Будапешт, по положению на сегодня, обязан подчиняться ЕС и НАТО, а он, дескать, плевать хотел и на их антироссийские и часто антитрамповские воззрения и действия). И Орбан – куда больше! – даже посмел встретиться с Путиным в Москве уже после начала украинской войны.
Брюсселю на фактически пощечину ему от лидеров России, США и Венгрии пришлось взять себя в руки и не устраивать публичных сцен. Но МИД Германии, все же, не сдержался: его официальный представитель Йозеф Хинтерзеер заявил, что Венгрия должна следовать обязательствам, взятым на себя в соответствии с Римским статутом МУС — несмотря на то, что Будапешт заявил о своей готовности создать условия для проведения саммита РФ-США и обеспечить возможность для российского президента беспрепятственно приехать и уехать.
Что ж, Евросоюзу придется принять к сведению возможность встречи Путина и Трампа в Будапеште и торжество по этому поводу Виктора Орбана. Между тем последнему, как и его стране, Брюссель теперь с утроенной энергией не даст спокойно жить, тем более, что «столица Европы» готовится к парламентским выборам в Венгрии в апреле будущего года и смещению орбановской правящей партии «Фидес».
У Орбана есть основания желать проведения переговоров Путин-Трамп в Венгрии – достаточно сказать, что она находится на небольшом отдалении от зоны украинского конфликта, и на территории Украины проживают и этнические венгры; Брюссель воинственно настроен в отношении России, с которой Венгрия имеет экономические связи, а еще более – энергетические. Так что Будапешт кровно заинтересован в реальном урегулировании конфликта и внесении в него собственной лепты.
Даже если стороны не столкуются в Будапеште по долгосрочному мирному урегулированию, саммит лидеров двух ведущих ядерных держав повысит роль Венгрии в мировой политике — как дипломатической платформы и страны, утверждающей собственный суверенитет не только на уровне Евросоюза. Ну, а если стороны столкуются, престиж Венгрии скаканет еще выше.
По сути то, что Венгрия в связи с предстоящей встречей Путина и Трампа (ведь место рандеву уже озвучено) привлекла внимание едва ли не всего мира, уже можно считать большим достижением для Орбана – страна под его руководством снискала доверие и уважение России и США. И, что тоже можно засчитать в актив Венгрии, создала большие, мягко говоря, политические неудобства едва ли не всему Евросоюзу, отстраненному от урегулирования российско-украинского конфликта, оставшемуся не удел и в Газе, и в Сирии.
Собственно, ЕС теперь варится в собственном соку и ни на какие дипломатические победы рассчитывать вряд ли может. И Венгрия этому сильно способствует – вместе с США и Россией. С другой стороны, настраивая против себя Брюссель, Орбан рискует проиграть парламентские выборы, хотя есть мнение, что – напротив, будапештская встреча повысит его внутриполитические акции. Но в любом случае он, все же, идет ва-банк.
И теперь только и разговоров об унижении Евросоюза, однако акцент, в этой связи, делается на Дональде Трампе. В частности, британская The Telegraph пишет, что заявление Трампа о его встрече с Путиным в Будапеште нанесло по Евросоюзу «болезненный удар», а «Орбан наверняка чувствует себя как кот, объевшийся сметаной». К тому же, самонадеянно заявивший: «Венгрия — остров МИРА!».
Издание также напоминает, что Орбан никогда не конфликтовал с Трампом и даже «хранил ему верность» в период, когда тот уже не был президентом США. Словом, венгерский премьер «стал любимцем американских консерваторов» и единственным лидером ЕС, поддерживавшим Трампа.
И конечно же, масла в огонь ЕС-овского отторжения Орбана подлило недавнее выступление Дональда Трампа на саммите по Газе в Египте – президент США обратился к премьеру Венгрии с трибуны со следующими словами: «Мы любим Виктора. Он потрясающий, не правда ли? Многие со мной не согласятся, но я единственный, чье мнение имеет значение».
Таким образом, Трамп не только отблагодарил Орбана (включая последующее упоминание Будапешта в качестве места проведения саммита Россия – США), но и сделал это с «приятным бонусом — хорошенько выбесить либерду в Евросоюзе и за его пределами».
Вернемся, однако, к предстоящей встрече президентов в Будапеште: в контексте возможности ее успеха – неуспеха. По всей вероятности, мы имеем дело с очередным изменением позиций Трампа, который вроде как распрощался с надеждами столковаться с Путиным по Украине, чему, надо думать, мешают и президент последней Владимир Зеленский, и значительная часть государств ЕС и НАТО, подстрекающие Киев к продолжению военных действий «до последнего украинца».
Почему Трамп, все же, пошел на новые переговоры с Путиным? Мы не можем знать, что творится в «закулисье» США и России; сильно ли напугала Москву пока еще вербальная перспектива поставок Украине американских крылатых управляемых ракет «Томагавк» дальнего действия (варьируется от 1,2 тыс. км до 2,5 тыс. км), предназначенных для поражения наземных целей и способных нести, как утверждают в Кремле, не только обычные, но и ядерные боеголовки.
Трамп не дал ни категорического согласия на отправку «Томагавков» в Украину, ни категорического отказа. А после телефонной беседы с Путиным заявил журналистам, что США и сами нуждаются в «Томагавках», которых у них, правда, «много», но «мы не можем исчерпать эти запасы ради безопасности нашей страны».
Но, как водится, все может измениться в одночасье, и окончательное решение Трампа по «Томагавкам» будет зависеть от результатов его переговоров с Путиным. Во-вторых, от того, как далеко способна пойти Москва в ответ на передачу «Томагавков» Киеву (это может быть озвучено Путиным при личной встрече с Трампом).
В-третьих, окончательно ли угаснет надежда президента США на то, что он «дожмет» и Путина, и Зеленского в вопросе установления долгосрочного мира между Россией и Украиной не без серьезного профита для США и личных амбиций самого Трампа – ведь Нобелевскую премию мира присуждают каждый год.
А пока Орбан – «на коне», Евросоюз – «на щите», а Трамп и Путин – в состоянии неопределенности по украинскому вопросу. И суть, в итоге, не в том – кто — кого, а когда и как.


